"Зелёная армия" Нижегородского уезда, 1919 год

Зелёноармейцы (они же "зелёные") — "третья сила" в Гражданской войне в России, обобщённое название нерегулярных, преимущественно крестьянских и казачьих вооружённых формирований, противостоявших иностранным интервентам, большевикам и белогвардейцам в годы Гражданской войны в России. Были таковые и в Нижегородском уезде.

Создание левыми эсерами, военного формирования в Нижегородском уезде, состоящего в основном из местных дезертиров, началось с 4 июня 1919 года. Именного тогда по материалам следственного дела, Иван Киселёв, крестьянин Старой Деревни, куриловской волости, явился в деревню Кужедон, тепелевской волости, нижегородского уезда и начал агитировать среди местных крестьян за создания организации, главным лозунгом которой является клич – «Долой войну».

А 6 июля, он уже устраивает собрание в селе Большом Сескине, где собралось 12 человек. Сюда так же были приглашены представителями Горбатовского уезда, Таможниковской и Палецкой волостей, нижегородского уезда и других близ лежащих деревень.

Был создан Штаб организации, который сразу преступил к активной деятельности и разослал до 30 специальных агитаторов. Сам Киселёв так же занимался агитацией то в одной деревни, то в другой деревни. Везде он призывал дезертиров вступить в ряды «Зелёной армии», угрожая в случаях несогласия, даже применением оружия, организация постепенно разрасталась.

Первоначально дезертиры, жившие по домам, не скрывались от односельчан, но с появлением отрядов по борьбе с дезертирством, стали скрываться в леса и вступать в «Зелёную армию».
Набрав до 100 человек, Киселёв созвал уездную конференцию дезертиров. Из имеющегося в деле о расстрелянных шести «штабных» протоколах видно, что предметом конференции являлось объединение всех мелких организаций в одно целое и избрание «штаба» зелёноармейцов.
По первому вопросу постановлено «по силе возможности стянуть все вооружённые силы, а также все имеющиеся оружие в штаб армии».

По второму предложению, штабу энергично приступить к формальной работе, и вменено в обязанность, послать по одному представителю благонадёжному и преданному работнику в каждую деревню, выработав порядок принятия в члены организации.

Штабом зеленоармейцев был выработан следующий временный устав организации «Дизерком».
1) Все лица, желающие поступить в организацию, должны зарегистрироваться в Дизеркоме с рекомендацией двух членов партии Эсеров.
2) Под страхом смерти соблюдать все тайны и секреты организации.
3) Повиноваться и исполнять приказы командного состава Дизеркома.
4) Устанавливать связь с соседними деревнями, сёлами, волостями, а так же другими организациями, проникая в них, дабы улавливать все происходящее вокруг и сообщать тот час в Дизерком.
5) Каждую минуту быть готовым принять смерть, как за самого себя, так и за всю организацию.
6) Употреблять оружие, в крайнем случае, если это касается организации или отдельных её членов.
7) Устранять всех опасных для организации лиц, если они тайно или явно идут против организации, желая её видеть властям.

Все эти заповеди, хранить в тайне под страхом строгой ответственности, а за неисполнение, виновные будут привлекаться к «дисциплинарному Дезертиртрибуналу»1.

Штаб, организовавшись и перейдя группой на нелегальное положение, стал нуждаться в средствах и продовольствии. Установленный для вступающих в ряды «Зелёной армии» 40 рублёвый взнос, конечно, никакого значения не имел.

Командированные агитаторы стали обращаться за помощью деньгами и продовольствием к местному крестьянству. В газете «Нижегородская Коммуна», писалось про угрозы в виде мести, расстрела и других ужасов, которыми агитаторы якобы запугивали местных крестьян. А Штаб зеленоармейцев выпустил следующие воззвание:


«Граждане крестьяне! Организация Зелёной армии, твёрдо надеется на вас, и на вашу поддержку. Граждане! Положение страны опасное. Мы вас призываем к объединению, ибо в единстве есть сила. Предстоит снятие хлебов, которого вы ожидали 12месяцев. У вас только и надежда была на этот насущный хлеб. Но, увы! Уже власть протягивает свою руку на ваши поспевшие поля, и в скором времени вам придётся встать лицом к лицу с властью. Тогда вам придётся искать, где то защиты и поддержки, а этой поддержкой вашей и защитой куска хлеба, являемся мы – Зелёная армия. И мы по первому вашему зову откликнемся и все, как один человек, пойдём к вам на защиту крестьянских интересов. Но в настоящий момент обращаемся к вам с горячей просьбой, а именно Зелёная армия просит вас первое время для того, чтобы быстрее крепче сплотиться, а так же сделать вооружённую подготовку, помочь нам, как в продовольственном, а так же и в финансовом вопросах, ибо мы без вашей поддержки существовать не можем.

Крестьяне! Так сделайте же скорее сборы, кто, что может для подкрепления наших сил и нашей молодой организации. Крестьяне! Протяните же скорее вашу руку, ибо мы сыны крестьянства, неся на груди тяжёлый крест, не на каком пути и ни перед какими препятствиями не остановимся.

Да здравствует крестьянство! Пусть крепнет Зеленая армия! ».
Воззвания, личная агитация и угрозы вооружённой силы, повлияли на часть селений, особенно где в составе Сельсоветов имелся кулацкий элемент, и они стали снабжать зелёноармейцов.
Так Большой Пицкий сельский сход на тайном собрании под председательством Воронцова, при секретаре Трусове, постановил: «помогать Зелёной армии во всём, в чём только будет возможно, для чего должным установить связь с ближайшими деревнями и штабом Зелёной армии».


Но реальной помощи зеленоармейцы не получили, а потому прибегали к обыкновенному грабежу, нападая на сельские волостные Советы, в надежде поживиться там деньгами и оружием.
Организационная работа тем временем, велась своим порядком. Что бы придать более веса в глазах крестьянства, и представить «Зелёную армию», как нечто постоянное, необходимое и «законное», был выработан 7 июля 1919 года «Закон организации Зелёной армии Нижегородского уезда». Приведём наиболее характерные пункты этого «закона»: –
Цель организации, добиться свержения существующей власти для скорейшего созыва Учредительного собрания.

Для каждого вступающего зелёноармейца устанавливается 40 рублёвый взнос.
Все члены организации разбиваются на секции: Боевую, хозяйственную, саперную, санитарную и агитационную – агентурный отдел.

Каждый член, вступающий в организацию, обязан беспрекословно подчиняться своему командному составу и быть преданным работником намеченной цели организации.
Каждый член организации должен помнить и строго соблюдать все правила и законы, выработанные штабом и следить, как за собой, так и за товарищами.

Всякий член, выбывающий из организации, преследуется, как шпион и изменник.
Место своей дислокации, «Штаб» избрал лес, около станции Суроватиха, Ромодановской железной дороги. Здесь было устроено 18 более или менее прочных шалашей, в которых и размещалась армия. Ночью и днём, вокруг штаба выставлялись посты, и проникнуть в этот круг было возможно лишь знающим условный пароль.

Здесь же был и главный склад оружия и продовольствия. Вновь принимаемые члены, допускались сюда не сразу, а попадали сначала на «распределительный пункт», где пройдя некоторое испытание, допускались в отряд.

Вооружены зеленоармейцы были винтовками и револьверами самого разного образца. В каждом селении у них имелись небольшие группы сочувствующих, родственников дезертиров и постоянное извещавших их о приближении опасности в виде отрядов по борьбе с дезертирством. С небольшими отрядами, они решали вступить даже в открытою борьбу.

Наконец 24 июля 1919 года, Советскими правоохранительными органами была устроена облава на Суроватинский лес. Имея сведенья, что в Суроватинском лесу, дислоцируется штаб «Зелёной армии», туда был командирован отряд в 200 человек. Лес был окружён. При стягивании цепи, в двух верстах от опушки, и была задержана часть Штаба, во главе с помощником Сухановым, а сам главком армии Киселёв, случайно, или извещённый о продвижении отрядов, накануне скрылся.

В лесу было обнаружено 18 шалашей, где задержано 5 человек. В шалашах найдено 30 винтовок, берданка, семь разных гранат, около 8 пудов печёного хлеба, шесть шинелей, сапоги, лента от шапирографа, переписка, печати, вообще правильно оборудованная канцелярия.

Из допроса задержанных зеленоармейцев была получена информация о структуре и развитии организации, и штаба Зелёной армии. Его основная задача - рассылка агитаторов, для вербовки членов своей организации, также имелись свои склады продовольствия, связь, штаб, квартиры.

Кроме того, Штаб зелёноармейцев созывал конференции, съезды, выпускал воззвания к крестьянам, призывая их оказать содействие в борьбе за Учредительное собрание. Организация занималась добыванием оружия, нападая на сельские и советские учреждения, имея начальника, помощника и т. д.

Среди задержанных оказался помощник начальника штаба - Суханов Михаил Сергеевич, гражданин деревни Кужадон, тепелевской волости, нижегородского уезда 30 лет. На военную службу должен был явиться 5 июня, но не явился и простые рядовые, исполнявшие те или иные обязанности в рядах Зелёной армии.

Паршин Василий Михайлович, 25 лет, крестьянин села Кужадом, тепелевской волости, нижегородского уезда. Был призван в январе, служил в 1 этапном батальоне. В июне, батальон командирован на фронт под Уральск, откуда он и бежал.

Селиков Николай Иванович, 21 год, крестьянин деревни Кужутки, Куриловской волости, нижегородского уезда. Призван на военную службу 1 января, в апреле убежал домой.

Власов Павел Алексеевич, 27 лет, крестьянин деревни Тепелево, куриловской волости, нижегородского уезда, должен был явиться на службу в мае, но не явился.

Калинин Александр Алексеевич, 18 лет, крестьянин деревни Кужутки, куриловской волости, нижегородского уезда. Призван 5 июня, но на службу не явился.

[…..]нцов Фёдор Петрович, 20 лет, крестьянин села Курилово, нижегородского уезда. Призывался на службу в апреле, но не пошёл2.

Уже к концу августа 1919 года, Чрезвычайной Комиссией расстреляны новые 5 лиц из штаба Зелёной армии в Нижегородском уезде, принимавших деятельное участие в создании этой организации и задержанных после разгрома штаба в Суроватинском лесу.

Пурильников Пётр Васильевич, 27 лет, гражданин деревни Малое Сескино, Терюшевской волости, Нижегородского уезда, председатель организации Зеленоармейцев Малосескинского района.
Миронов Иван Дмитриевич, 29 лет, гражданин деревни Малое Сескино, представитель района на уездной конференции дезертиров.

Трусов Фёдор Александрович, 22 лет, гражданин деревни Кужутки, куриловской волости, [старый солдат], секретарь конференции.

Воронцов Пётр Дмитриевич, 42 лет, гражданин села Большие Пицы, Нижегородского уезда.
Миронов, Воронцов и Трусов – принимали самое деятельное участие в организации Зелёной армии, участвовали на всех собраниях, и были председателями и секретарями, выносили самые контрреволюционные резолюции.

Телегин Фёдор Михайлович, 24 лет, гражданин деревни Суроватихи, нижегородского уезда, вербовщик членов в Зелёную армию, разъезжавший по сёлам и деревням, и призывавший дезертиров вступать в ряды преступной Зелёной армии3.

Создание эсерами, вооружённого формирования в Нижегородском уезде имело опасность для Нижегородской губернии по нескольким причинам.

Во-первых, «Зелёная армия» имела идеологическую основу в своём создании, а в это время Гражданская война была ещё в самом разгаре и появления врага ожидали даже у порога Нижнего Новгорода.

Во-вторых, на территории, где оперировала «Зелёная армия», находилась железная дорога, станция и складские помещения, что при нападении крупных сил зелёноармейцев, могло парализовать работу железнодорожной ветки в районе станции Суроватихи.

В-третьих, большой упор при создании этой организации делался на дезертиров и местных кулаков. Они могли повлиять на банды дезертиров в соседних уездах и дать их существованию уже не криминальную, а идеологическую основу. Объедение антибольшевистских сил в разных уездах Нижегородской губернии, при грамотном военном руководстве могло принести большие проблемы Советской власти.

Но как видим, военная составляющая была поставлена у зеленоармейцев плохо, серьёзного сопротивления они не оказали, очевидно, не хватало грамотных военных кадров. Судя по тому, что Нижегородские чекисты имели достоверную информацию о дислокации зелёноармейцев, не всем местным жителям они пришлись по нутру. Часть сознательного крестьянства понимала, что в стране голод и как небыли непопулярны меры по продразвёрстки, но остальную страну кормить надо. Что касается кулаков, то отдавать урожай государству, а при этом ещё и кормить целое вооружённое формирование – это и накладно и может быть чревато репрессиями.
Прихода к власти Учредительного собрания, кулаки тоже опасались из - за боязни возможного возвращения земли помещикам.

Несмотря на наличие оружия, отсутствия опытного военного руководства и явное не желание бывших дезертиров идти в бой за идеи партии эсеров, облегчило ликвидацию «Зелёной армии». Надо выделить и грамотность проведения операции молодыми Советскими правоохранительными органами, набиравшими боевой и практический опыт, фактически на лету.

Зелёная армия просуществовала чуть больше месяца, не состоялась, как серьёзная военная сила в регионе своего базирования. Проведённая правоохранителями войсковая операция не только покончила с незаконным вооруженным формированием, но показала и состоятельность органов госбезопасности и правопорядка молодой Советской Республики.

Источники:

Газета «Нижегородская Коммуна» 3 августа 1919 года №171 (220)
Газета «Нижегородская Коммуна» 5 августа 1919 года № 172 (221)
Газета «Нижегородская Коммуна» 28 августа 1919 года №191 (240)

Автор - Радьков Андрей Георгиевич. Зам. директора Нижегородского музея холодной войны и истории города Горького 1946 – 1991 г. г. по научной работе.




1Газета «Нижегородская Коммуна» 5 августа 1919 года № 172 (221)
2Газета «Нижегородская коммуна» 3 августа 1919 года №171(220)
3Газета «Нижегородская коммуна» 28 августа 1919 года №191 (240)


Просмотров: 767



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X