Дело о мести сверхштатного надзирателем одесского сыскного отделения, 1908 г.

Две заметки и газеты «Нижегородский Листок» за 1908 год, в которых рассказывается, как сверхштатный надзиратель одесского сыскного отделения хотел отомстить за то, что его сначала уволили из полиции, а потом не захотели принимать обратно на работу.

Фантастический обыск («Нижегородский Листок», 29 мая 1908 года, №125)




Одесские новости рассказывают о такой дерзкой выходке местных мошенников, перед которой побледнеет и набег знаменитого берлинского «капитана», взявшего под свою команду случайно встретившихся ему на улице солдат.

20 мая в 12 часу вечера в дежурной комнате Александровского участка раздался звонок телефона. Дежурный надзиратель Малеванный подошёл к аппарату.

- По распоряжению его превосходительства г. одесского генерал – губернатора, немедленно командируйте четырёх городовых к гор. квартире г. генерал – губернатора, предстоит обыск, - услыхав он приказ.

На вопрос надзирателя: «кто говорит ?» - последовал ответ: «ротмистр». Надзиратель сделал доклад приставу Я. Д. Микиеву, который тотчас же послал городовых к указанному месту. Около полуночи к городовым, выстроившимся у ворот дома №18 по улице Маразли, на дрожках, подъехал офицер в форме ротмистра и осведомился, присланы ли они из Александровского участка.

- Где же надзиратель? – спросил он.

Городовой (старший) поспешил заявить, что надзиратель не командирован.

- в таком случае обыск произведём и без него.
Во главе команды «офицер» отправился в дом г–жи Бухштаб, уг. Троицкой и Ришельевской. Разбудили дворника, вошли в квартиру. Г–жа Бухштаб была одна с прислугой. «Офицер» заявил, что уполномочен произвести у неё обыск по подозрению в хранении фальшивых денег. По приказанию «офицера», городовые перерыли всё в доме. Г-же Бухштаб и её прислуге приказано было принести все имевшиеся у них деньги. Набралось немного, всего 486 р. 60 к., среди которых «ротмистр» указал на несколько золотых, якобы фальшивых.

Окончив обыск, он заявил г – же Бухштаб, что должен её арестовать. Та, конечно в ужасе и просит оставить её на свободе.

Ротмистр тогда заметил:
- Хорошо! Я сделаю для вас всё, что только возможно. Я поговорю по телефону с г. генерал – губернатором и другими лицами. Быть может, вас оставят на свободе.
Ротмистр направился в сопровождении горничной в квартиру д – ра Бухштаба. Оставив горничную на пороге, он подошёл к телефонному аппарату.

- Квартиру г. генерал–губернатора! – сняв трубку с рычага, по-видимому, придерживая последний рукою, потребовал он. Через минуту до слуха горничной достигли следующие слова:
- «Ваше превосходительство! Я нашёл лишь 481 р. 60 к. Можно ли старушку оставить в покое ? Ей 68 лет. Ничего подозрительного не нашёл. Очень прошу оставить г – жу Бухштаб на свободе».

После этого наступила пауза. Ротмистр внимательно, по-видимому, прислушивался к ответу. Ежеминутно у него с уст срывалось: «Слушаю ваше превосходительство!» Наконец он повесил трубку. Затем он якобы вызвал начальника Жандармского управления и проделал ту же комедию.
Вернувшись к г–же Бухштаб, он сообщил ей о разрешении оставить её на свободе и приказав городовым собраться в путь. В 2.5 часа утра, ротмистр покинул квартиру. На улице он приказал трём городовым отправиться обратно в Александровский участок, а четвёртому сесть с ним на дрожки. Отъехав несколько кварталов, он высадил городового.

На утро г–жа Бухштаб, всё ещё не оправившись от ужаса, обратилась к прис. пов. Гранову, и мистификация разъяснилась. Доложено было полиции. Портупея, погоны и шашка были найдены в укромном месте на улице. У полицмейстера состоялось совещание все приставов.

- Из Одессы Русск. Сл. Телеграфируют: Полиции удалось арестовать мнимого жандармского ротмистра, учинившего от имени генерал–губернатора в присутствии полицейских обыск в квартире матери врача Бухштаба и захватившего под видом фальшивых денег 500 рублей. Задержанный оказался бывшим полицейским надзирателем одесской сыскной полиции Приходько, недавно устранённым. Он сознался. При обыске у него найдена книжка на вклад в банк 500 рублей.


Газета «Нижегородский Листок» 1 июля 1908 года №128



Одесские газеты переполнены сообщениями об аресте ловкого авантюриста, так удачно одурачившего местную полицию. Он сказался бывшим сверхштатным надзирателем одесского сыскного отделения, Гурием Георгиевым Приходькиным.

В первый день обнаружения дерзкой мистификации, начальник сыскного отделения Б. К. Рацишевский, поручил розыски «ротмистра» надзирателю Донскому. Донской вспомнил о бывшем надзирателе Приходькине, который, сопровождая бывшего одесского градоначальника, генерал-майора А. Г. Григорьева в магазине Петрококино, похитил там со стойки отрывной календарь. Пойманный с поличным, он был удалён со службы. Особенно подозрительным показалось то обстоятельство, что у «ротмистра», так же, как у Приходькина, на затылке продолговатый шрам. Достав в субботу вечером у фотографа Маргулиса карточку Приходькина, Донской отправился с ней к парикмахеру Н. Чумакову. Тот тотчас – же опознал в ней своего «клиента». Узнали по карточке покупателя портупеи, погонов и шашки и приказчики магазина офицерских вещей.

Произведённый у Приходькина обыск обнаружил его виновность. Тогда Приходькин сознался и рассказал, что он желал вновь поступить в полицию, но помощник полиц. Микиев, не захотел его принять и обошёлся грубо.

- Спустя неделю, - рассказывает Приходькин, - я встретил на улице с книговодом Петровским и рассказал ему о своём столкновении. Петровский, как оказалось, так же был чем то недоволён г. Микиевым. И вот, оба мы стали совещаться, каким образом отомстить г. Микиеву, и в конце концов, остановились на том, что бы учинить нечто такое, что доказало бы, что он, г. Микиев, не на своём месте. Я избрал орудием своей мести госпожу Бухштаб, дворовую книгу у которой, как вам известно, я веду.

Приходькин упорно отрицает соучастие дворника. На вопрос, руководил ли им кто либо, Приходькин дал отрицательный ответ.

По распоряжению властей было преступлено к розыску книговода Петровского, оказавшегося домовладельцем Гимназической ул. Его в воскресенье вечером арестовали, но после допроса, выяснившего полную непричастность его к преступлению, освободили.

Приходькин, как оказывается, послал и. д. полицмейстера письмо с подробным описанием обыска у г–жи Бухштаб. Письмо своё, не пописанное, Приходькин заканчивает словами: «не сегодня – завтра я лично явлюсь к вам и разоблачу своё инкогнито». (Речь)

Подготовил Радьков Андрей Георгиевич. Зам. директора Нижегородского музея холодной войны и истории города Горького 1946 – 1991 г. г. по научной работе.


Просмотров: 1595



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X