1956 год в СССР в цветных фотографиях
Подборка самых разных цветных фотографий 1956 г. - Хрущёв, Ту-104, баллистические ракеты, совхозы, нефтяники, транспорт, виды городов и др. Фотографии и комментарии к ним взяты из ЖЖ visualhistory.
Хрущёв и Тито во время визита последнего в СССР, фото Д. Бальтерманца, 1956 год:
Впрочем, нам к таким кульбитам ("вчера фашист, а сегодня снова партнёр") не привыкать.
К 1956 году Хрущёв уже являлся бесспорным лидером СССР, отодвинув Маленкова, но его власть пока не стала почти бесконтрольной, а уравновешивалась старой "сталинской гвардией" в Президиуме ЦК.
Хрущёв и Микоян беседуют с Тито во время поездки по СССР, фото Д. Бальтерманца, 1956 год:
ХХ съезд КПСС состоялся 14—25 февраля 1956 года в зале заседаний Верховного Совета РСФСР в Москве.
Где-то в архивах наверняка лежат немало цветных снимков этого события в современном цифровом качестве, но в нашем распоряжении пока есть только это фото:
"Развенчание культа личности" на ХХ съезде носило полутайный характер и до массового сноса памятников дело дойдёт ещё очень не скоро (в самом конце 1961 года), поэтому митинги и парады 1956-го ещё проходят под сенью статуй вождя.
Первомай в Минске 1956-го:
1956-й стал для СССР годом новых прорывов в технологическом и экономическом развитии, годом великих строек и больших амбициозных планов.
Ровно 60 лет назад страна получила ракетно-ядерный щит, благодаря которому она и сегодня продолжает считаться великой Державой.
Ракетный комплекс Р-5М, принятый на вооружение 21 июня 1956 года, стал первым отечественным ракетным комплексом с ядерным боевым оснащением.
КРУПНО
Установка баллистической ракеты Р-5М на стартовую площадку. фото из архива Министерства обороны, 1956:
КРУПНО
СССР рвался ввысь. Совсем скоро в космос полетит первый искусственный спутник Земли. А пока для советских людей 56-го "космическими" технологиями была реактивная гражданская авиация.
15 сентября 1956 г. реактивный лайнер Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва–Омск–Иркутск:
Стройные красавцы Ту-104 были огромным технологическим рывком по сравнению с советским винтовым авиапарком тех лет. Тогда ещё по всему СССР летали на "старичках" Ли-2 довоенной разработки и послевоенных ИЛ-14.
Самолёт ИЛ-14 в аэропорту Вильнюса на снимке Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
ВВП СССР составил 9,9 % мирового ВВП. Экомика продолжала развиваться стремительно.
56-й оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным.
Совхоз "Урнекский", Кустанайской области. Фото С. Фридлянда, 1956:
КРУПНО
Там же:
КРУПНО
К 1956-му добыча нефти в СССР увеличилась примерно в 10 раз по сравнению с 1913 годом. При этом освоение сибирских месторождений ещё даже не начиналось, основная добыча шла в Баку и Поволжье.
Бакинские нефтяники на снимке германского фотографа Петера Бок-Шредера, 1956:
Строительство Новосибирской ГЭС на снимке С. Фридлянда, 1956:
КРУПНО
60 лет назад СССР не покупал в Китае электронику и автомобили, а сам закладывал там основы тяжёлой промышленности, передавал новейшие технологии. Русские учили китайцев всему, что знали и умели.
Китайские практиканты на заводе тяжелых станков в Новосибирске, фото С Фридлянда, 1956:
КРУПНО
Советский автопром в 1956-м очередную (вторую после войны) "смену поколений". Рождались и ставились на конвейер новые модели, которые останутся базовыми до середины или даже до конца 1960-х гг.
ПАЗ-652, опытный образец, 1956 г. (фото ОАО Павловский Автобус):
В апреле 1956-го началось производство автомобилей малого класса "Москвич-402", довольно современных по европейским меркам того времени.
Одна из этих машин уже успела попасть в кадр С. Фридлянда на одной из центральных московских улиц, 1956:
КРУПНО
А вот новейшие "Волги" ГАЗ-21 ещё не успели выйти на советские дороги, потому что серийное производство этого легендарного автомобиля начнётся только в следующем, 1957 году, после двух лет обкатки и доводки.
Типичный советский траффик 1956-го — сплошные "Победы", автобусы ЗИС и троллейбусы МТБ (фото С. Фридлянда):
КРУПНО
К услугам тех, кто хочет шикануть — эпические кабриолеты-такси ЗИС-110 (фото Ж. Дюпакье, 1956):
КРУПНО
Трудно теперь поверить, но в 1956-м Москва заканчивались на юге сразу за МГУ! На месте нынешних бесконечных железобетонных джунглей тогда лежали бескрайние поля.
Вид ны нынешний Мичуринский пр-т с главного здания МГУ, фото Ж. Дюпакье:
КРУПНО
Другие крупнейшие города СССР с тех пор изменились ещё сильнее. Например, Ташкент.
Главный проспект Ташкента в 1956-м на снимке Ж. Дюпакье:
КРУПНО
На авиаснимке того же автора видно, что представляла собой столица Узбекистана в 56-м:
КРУПНО
Легко найти главную улицу города, не правда ли?
В 1956 году в СССР вовсю развернулось строительство типовых пятиэтажек индустриальным методом. Идея была заимствована у Франции, но конструкция переработана с учётом специфики СССР советским архитектором Лагутенко (вот он на фото С. Фридлянда 1956 года).
Десятки тысяч людей начали переселяться из бараков и подвалов в относительно комфортабельные по тем времена дома, прозванные впоследствии "хрущёвками".
"Новоселье", фото из журнала "Огонёк", 1956 г.:
КРУПНО
Конечно, мы не можем не взглянуть, как выглядели жители СССР 60 лет назад, во что одевались.
Отдыхающие у санатория Ворошилова (г. Сочи), на слайде военного моряка Виктора Трофимовича Лаптева, 1956 г.:
КРУПНО
Простые советские люди приехали посмотреть на главную площадь страны (автор снимка француз Ж. Дюпакье обозначил их в подписи как "провинциалы"):
КРУПНО
Простые советские пацаны на снимке германского фотографа Петера Бок-Шредера, 1956:
Детский сад на прогулке в Ленинграде, Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
Это только в фильме "Стиляги" советские люди 1950-х одевались во всё серое))
Сейчас уже мало кто вспомнит, как выглядела советская школьная форма 60 лет назад. Даже те, кто успел повзрослеть в позднем СССР, не застали эти белые воротнички.
Московские школьники в ЦПКиО им. Горького, Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
Студенты в библиотеке Томского ун-та, фото С. Фридлянда, 1956:
КРУПНО
Одесситы 1956 года:
Паломники в Троице-Сергиевой лавре, город Загорск, 1956:
Была ли в СССР 1956 года свобода вероисповедания?
Молящиеся мусульмане в центре Ташента на снимке Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
В связи с окончанием "Холодной войны" (точнее, её первого эпизода) наметилась некоторая активизация культурных связей со странами Запада. В СССР зачастили различные делегации и у советских людей появилось гораздо больше возможностей для прямых контактов.
Британские модели в кругу восторженных поклонниц. Москва, 1956:
Немного о советской торговле в 56-м.
Ленинград, булошная на Невском, 6. Фото Ж. Дюпакье, 1956:
Мы уже просто не можем представить себе 1956 год без снимков этого француза!))
Кстати, ему почему-то ни разу не попались на глаза "километровые очереди" у магазинов.
Хозтовары в Москве. Фото Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
Обувной в Москве. Фото Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
Обратите внимание, как стильно делали тогда вывески магазинов.
Продажа овощей и фруктов на Трубной площади в Москве. Яков Рюмкин, 1956:
Колхозный рынок в Ташенте. Фото Ж. Дюпакье, 1956:
КРУПНО
Теперь давайте перенесёмся в волшебный мир искусства.
В 1956-м советский кинематограф переживал новый расцвет.
В музыкальной комедии Эльдара Рязанова "Карнавальная ночь" впервые вспыхнула звёздочка Людмилы Гурченко — будущей легенды советского кино:
Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн штук.
Не менее сильно запомнился образ карикатурного бюрократа Огурцова:
А дети нескольких последующих поколений будут смотреть фильм "Старик Хоттабыч", поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1956 году режиссёром Геннадием Казанским по одноимённой фантастической детской повести Лазаря Лагина:
Правда, премьера этой состоялась только 12 июля 1957 года.
Один из самых смелых фильмов 56-го — драма "Сорок первый" Григория Чухрая, о любви красной снайперши и белогвардейского офицера с закономерным трагическим финалом:
На Х Международном кинофестивале в Канне (1957) этому фильму присуждена премия «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Кстати, неплохо прошёл во французском прокате.
Фильм "Разные судьбы" о молодых ленинградцах интересен массой бытовых подробностей. В Ленинграде 1956 года всё ещё деревянные перроны:
Тем временем уже шли съёмки "Тихого дона", который будет закончен в следующем году:
В завершение, как обычно, чуть-чуть о спорте, которому в СССР неизменно уделялось огромное внимание.
31 июля 1956 г. состоялось торжественное открытие стадиона "Лужники". Парад спортсменов во время церемонии открытия на снимке Льва Бородулина:
Просмотров: 11993
Источник: http://visualhistory.livejournal.com/1620241.html
statehistory.ru в ЖЖ: