Аналитические записки ЦРУ о Брежневе и перспективах советской политики после его смерти. 1981 г.

Предлагаем вашему вниманию 2 аналитические записки ЦРУ - "Брежнев в 75 лет" от 18 декабря 1981 г. и "СССР: Перспективы изменения политики после Брежнева" от 17 сентября 1981 г.

Брежнев в 75 лет





Когда президент Брежнев будет завтра отмечать 75-летие, он сможет оглянуться назад с заметной гордостью за свое 17-летнее пребывание у власти. Он не является незаменимым лидером, и всегда имели место коллективные ограничения его власти. Но Брежнев, тем не менее, является центральной фигурой советского режима. Он главный архитектор политики, основной блокпост политических инициатив, выдвигаемых другим, и главный арбитр всех разногласий внутри Политбюро.

Под руководством Брежнева, влияние и мощь Советов усилились в значительной степени. СССР достиг стратегического паритета с США, и добился значительных успехов во влиянии на мнения правительств и общественности стран НАТО по ключевым вопросам обороны.

Более того, Москва обеспечила достаточную международную легитимность послевоенного разделения Германии, и установления статус-кво в Восточной Европе. В Третьем Мире Советы помогли Вьетнаму нанести США самое худшее поражение в области международной политики послевоенного периода, укрепили отношения с Кубой, распространили свое влияние в Афганистан, и способствовали установлению марксистского правительства в Анголе.

Эти цели были достигнуты без непосредственной военной конфронтации с США. Частично это можно объяснить тем, что СССР, используя своих союзников и доверенных лиц, смог избежать применения наземных войск, за исключением Афганистана. Другим важным фактором явился успех Брежнева в установлении отношений разрядки в США.

Внутренняя политика



Для большей части периода с того момента, как Брежнев пришел к власти, СССР испытывал значительное политическое и общественное спокойствие. Стабильность была основана на экономическом прогрессе, тщательном компромиссе интересов важных групп влияния, и на улучшении материального благосостояния населения.

В течение первых 10 лет нахождения Брежнева у власти, СССР смог достичь общего экономического роста, при этом значительно увеличив потребительские и военные расходы. Брежнев отказался от "популистских" реформ Хрущева, которые разочаровывали профессионалов, и подавляли открытое несогласие. Вознаграждая политический конформизм личной безопасностью и растущим уровнем жизни, его режим добился признания.

Признаками правления Брежнева стало строгое регламентирование и тщательное упорядочивание бюрократической поддержки осторожных, постепенных шагов в политике. Он покончил с нападками Хрущева на институты власти. Он также избежал полной смены состава чиновников, излишней реорганизации, и радикального изменения приоритетов в распределении ресурсов.

Чтобы умиротворить партию, Брежнев дал ее руководителям гарантию занятости. Он использовал большой военный бюджет для сохранения милитаристской направленности и акцента на задачах внутренней безопасности, которые восстановили боевой дух КГБ.

Отрицательные аспекты



Брежнев несет ответственность за растущую консервативность политической системы, и продолжающиеся неудачи попыток эффективно справиться с замедлением экономики. Экономические проблемы создадут серьезные трудности для наследников Брежнева, и вызывают сомнение в том, что его политика надолго переживет его самого.

Неспособность удовлетворить аппетиты все более склонных к материалистичности советских потребителей - аппетиты, подогреваемые увеличивающимся доступом к информации с запада - разрушает легитимность режима. Отрицательное влияние этой неспособности на производительность труда препятствует усилиям, прилагаемым для сдерживания падения роста ВВП.

Экономические затруднения угрожают вызвать потенциально разрушительные трения между конкурентами за ресурсы после ухода Брежнева. Более того, экономическое замедление увеличивает нагрузку на доминирование Советов в Восточной Европе, на поддержку Советами клиентов и доверенных лиц в регионах Третьего Мира, и на военные затраты Советов.

Пренебрегая подготовкой своего приемника, Брежнев увеличил шансы вызывающей раздоры борьбы за власть после своего ухода. Его нежелание обновлять стареющую элиту, вероятно, обеспечит уход многих старших руководителей в короткий период времени.

Перспективы



Маневры среди претендентов на место Брежнева уже начались. Он может прожить еще год, или больше, и в течение этого времени паралич внутренней политики будет продолжаться. Если те, кто придет после него, намерены развивать достижения Брежнева, они должны будут обратить свое внимание на более эффективное решение внутренних проблем, в частности, в экономке.

СССР: Перспективы изменения политики после Брежнева





Уход Президента Брежнева с политической сцены высвободит сдерживаемые силы для изменений. Хрупкий коллектив главных лидеров, который, вероятно, окажется у власти, скорее всего, не придет к соглашению о том, как справиться с глубоко укоренившимися проблемами. Ни один лидер не будет с самого начала обладать достаточной властью, чтобы протолкнуть индивидуальную программу. Этот режим, ухаживающий за больным руководителем, скоро уступит место новой группе лидеров, готовящихся действовать более грубо в попытках обновления системы.

Режим, вероятно, столкнется с наиболее серьезной комбинацией иностранных и внутренних проблем, со времен Второй Мировой войны. Неудачи руководства в борьбе с этими проблемами привели к увеличивающемуся напряжению в партийной элите и Советском обществе. Основными точками давления являются:

- Замедление экономики, которое было усугублено тремя последовательным неурожайными годами, привело к большей настойчивости потребителей, и увеличило конкуренцию за ресурсы среди регионов и секторов экономики.

- Движение либерализации в Польше, которое еще больше напрягло ресурсы Советов, создав фундаментальную угрозу доминированию Советов в Восточной Европе, и поднявшее вопросы о смене руководства.

- Консервативность принятия политических решений и замедление продвижения по карьерной лестнице, что, вероятно, вызвало раздражение в более молодом поколении партийных работников.

По мере того, как эти давления нарастают, наследники Брежнева, скорее всего, столкнутся с требованиями проводить более энергичную политику.

Вероятность политических диспутов



В этом окружении очень высок потенциал возникновения конфликтов по вопросам политики. Желание отдельных членов Политбюро привлечь союзников может превысить их общие интересы в сохранении целостности и прекращении политических дебатов в Политбюро. По мере того, как сторонники Брежнева маневрируют ради сохранения места и получения поддержки от важных групп интереса, ряд фундаментальных вопросов политики могут представлять проблему.

Некоторые возможные преемники Брежнева будут сильнее полагаться на принуждение к управлению беспокойными потребителями и трудовыми ресурсами. Другие могут предпочесть более примирительные меры, включая увеличение инвестиций в потребительский сектор, и ограниченные организационные реформы, позволяющие сделать систему более отвечающей интересам общества.

Кроме того, некоторые лидеры могут потребовать менее амбициозной внешней политики и снижения затрат на оборону, для того, чтобы сконцентрировать усилия на развитии внутренней экономики, получая при этом доступ к западным технологиям и торговле. Другие, наоборот, могут требовать использования вооруженных сил, и более агрессивной роли за рубежом с целью компенсации внутренних неудач, и сохранения необходимых ресурсов.

Также будут высказаны аргументы в пользу привлекательности русского национализма. Им будут противостоять те, кто предпочитает уделять больше внимания экономическим, культурным и политическим интересам национальных меньшинств, отвергающих доминирование русских.

По мере обсуждения различий по этим вопросам, могут появиться новые политические аргументы, приводящие к изменению политики. Например, если Кириленко займет место Брежнева в качестве генерального секретаря, то, по всей вероятности, будет пытаться укрепить поддержку увеличения инвестиций в тяжелую промышленность за счет сельского хозяйства, которому благоволил Брежнев.

Сохранение статус-кво



Однако в течение первых месяцев радикальные изменения в политике маловероятны. Не существует быстрых и легких решений проблем Советов, и руководство страны, скорее всего, осознает это.

По сравнению с тем, как это было два десятка лет назад, процесс принятия решений стал более упорядоченным и зависящим от балансирования устоявшихся бюрократических и политических интересов. Формулирование политики больше относится к организационной рутине, и это может ограничить пространство лидера для маневра, и привести к компромиссным мерам вместо инноваций.

Тот, кто займет место Брежнева, не унаследует всей его власти. Коллективное руководство, вероятно, наложит ограничения на власть нового генерального секретаря, и почти определенно не даст ему стать президентом.

Ни Кириленко, ни Черненко, ни любой другой политический наследник не имеет достаточно последователей, на которых можно было бы положиться для поддержания его политики. Существующие ограничения наиболее вульгарных форм патронажа воспрепятствуют созданию мощной политической машины нового генерального секретаря.

Ситуации, приводящие к быстрым изменениям



Однако если большое количество высших руководителей в скором времени покинет свои посты - что вполне возможно в связи с преклонным возрастом элиты Советов - то процесс обновления поколений во власти может ускориться, и возрастут шансы значительных политических изменений. Молодые политики, вероятно, более склонные к изменениям, получат больше влияния. Эта массовая смена власти также увеличит возможности нового генерального секретаря по размещению своих сторонников на ключевые позиции, что укрепит способность обеспечить принятие его политики.

Любые неожиданные неблагоприятные изменения, такие как заметный рост уровня беспорядков среди населения СССР, или ухудшение ситуации в Польше, также могут побудить остающихся коллег Брежнева предпринять радикальную политическую переориентацию. Однако более вероятно, что такой кризис подстегнет их замену молодыми и более решительными группами лидеров, способными и желающими идти новым курсом.


Источники:
1. http://www.foia.cia.gov/sites/default/files/document_conversions/89801/DOC_0000518382.pdf
2. http://www.foia.cia.gov/sites/default/files/document_conversions/89801/DOC_0000518381.pdf


Просмотров: 11603



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X