Станкостроение в СССР в 1977 г.

О том, в каком состоянии находилось советское станкостроения в 1977 году, что нового внедрялось в этой отрасли, можно понять из статьи "Развитие инициативы" В. Кашурова, генерального директора станкостроительного объединения имени Я. М. Свердлова, опубликованной в газете "Социалистическая индустрия" 7 мая 1977 года.

---

Сегодня труженики нашего ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции станкостроительного объединения имени Я. М. Свердлова по праву могут гордиться своими трудовыми победами: ко дню Первомая коллектив перевыполнил взятые социалистические обязательства, выдав сверхплановой продукции на 420 тысяч рублей, досрочно отправив заказчикам уникальные. высокоточные станки. Впереди у нас еще более сложные и напряженные дела, от успешного завершения которых во многом зависит и успех многих предприятий энергетического атомного, тяжелого, транспортного машиностроения, часовой, электронной и приборостроительной промышленности.

Наше объединение включает в себя три специализированных завода. Головной завод имени Я. М. Свердлова занят изготовлением тяжелых расточных, координатно-расточных и копировально-фрезерных специальных станков повышенной точности для объемной обработки поверхностей: завод имени Ильича производит специальные шлифовальные суперфинишные станки для подшипниковой промышленности, а завод станков-автоматов выпускает оборудование для часовой и электронной промышленности. Диапазон и характер нашей продукции может характеризовать то, что ряд точных, высокопроизводительных станков с числовым программным управлением головного завода весит до 450 тонн, а вес станков-автоматов другого предприятия не превышает 700 килограммов. Причем в общем объеме производства серийное оборудование занимает не более 60—65 процентов. Остальная часть приходится на изготовление уникальных и специальных станков. Каждый раз это новая, все более сложная и точная продукция, которая пользуется большим спросом в стране и которую охотно покупают самые развитые капиталистические страны, такие, как США, Япония, Франция, Швеция, ФРГ, Канада.

Конечно, создавать технику на самом современном уровне не так-то просто. Тем более что ни один завод объединения не имеет своей экспериментальной базы, а на принятую годовую программу по нормам мы испытываем дефицит производственных площадей а 32.7 тысячи квадратных метров. Условия трудные, но. несмотря на это, в прошлой пятилетке объединение обновило 70 процентов, а в нынешней мы обязались полностью обновить свою продукцию, сделать ее более совершенной, высокопроизводительной, надежной и долговечной. Шести моделям наших тяжелых станков уже присвоен государственный Знак качества, к концу пятилетки с почетным пятиугольником будет выпускаться не менее половины всей продукции. Кроме того, первыми в отрасли поддержав почин «Красного пролетария», мы обязались также до конца пятилетки за счет выпуска первоклассного оборудования дать стране экономический эффект в 35 миллионов рублей, путем повышения производительности наших станков высвободить у заказчиков шесть тысяч станочников.

Такой задачи без системного, комплексного подхода к делу, колечко, не решить. В основу его мы, как и краснопролетарцы, положили систему комплексного управления качеством продукции (КСУКП) на базе стандартов своих предприятий (СТП). Во многом наш метод повторяет метод московских станкостроителей. Подробно на нем останавливаться нет нужды, так как директор «Красного пролетария» уже рассказывал об этом на страницах «Социалистической индустрии». Скажу лишь, что у нас уже разработаны и до конца года будут внедрены 55 СТП. И сегодня мне хочется поделиться некоторыми своими мыслями. Проиллюстрирую их на примере головного завода объединения.

Здесь, как я уже говорил, нет экспериментальной базы, зато есть дефицит производственных площадей. Серийные же станки в программе «тянут» 50 — 60 процентов. Значит, саму систему создания первоклассного оборудования нельзя рассматривать как нечто однажды выверенное. отлаженное, требующее лишь наблюдения за правильным функционированием. У нас система должна быть динамичной, гибкой. Ведь завтра заказчик может предъявить и станкам новые требования, внесет ряд принципиально новых или конструктивных я технических решений. которые должны быть выполнимы именно в условиях нашего производства.

Пока завод имени Я. М. Свердлова не может полностью удовлетворить в своей продукции потребности отраслей-заказчиков Поэтому мы имеем в портфеле заказы даже на следующую пятилетку, что позволяет на перспективу планировать сроки конструкторских разработок станков, подготовки к их выпуску. Причем наша задача не просто уложиться в определенные сроки, а я выдать потребителям первоклассную технику, которая давала бы наибольшую отдачу. Но создание новых и модификация старых станков всегда влечет за собой затраты времени на освоение, повышение трудоемкости. А ни «лишнего» времени, ни площадей для этого у нас нет. Чтобы избежать «пиковых» положений, нам приходится на стадии проектирования станка безусловно закладывать в конструкторские решения оптимальные параметры качества — и по точности, и по надежности, и по долговечности. При этом конструкторы работают в тесном взаимодействии с технологами тех цехов и участков, которым предстоит изготавливать, собирать и налаживать станки. Ни одна деталь не пойдет в производство, если она тщательно не согласована на технологичность. Технологи, в свою очередь, согласуют предстоящую нагрузку оборудования, бригад и участков с командирами-производственниками. На этой основе у нас зародился свой метод создания и выпуска новой техники—сквозные творческие бригады Особенно они развились к окрепли после того, как ЗИЛ выступил с инициативой «Рабочей инициативе — инженерную поддержку». В чем суть наших так называемых сквозных бригад?

Для станкостроителей Рязани и Житомира мы должны были сделать принципиально новые станки, которые выполняли бы в корпусных деталях сверлильные, резьбонарезные, расточные, фрезерные операции и автоматически, по заданной программе, сменяли инструмент. Это так называемые обрабатывающие центры, станки повышенной точности, увеличивающие за счет высокой степени автоматизации производительность труда в 3.5 раза. Подобной техники наше объединение раньше не делало. Вместе с конструкторами трудились технологи, производственники, специалисты монтажа и наладки, представители ОТК. Целью их было еще на стадии разработки и опытов ликвидировать все неувязки и погрешности конструкции, находить такие решения, которые давали бы максимальное качество и минимум затрат труда. По мере подготовки технической документации готовилось и производство, без проволочек узлы и детали запускались в изготовление. Не буду описывать всех сложностей и перипетий творческого поиска, но результаты он дал большие. Первые обрабатывающие центры состояли из 4 700, а два последних уже из 2.500 деталей. Трудоемкость снижена почти вдвое, а производительность станков, их технологические возможности увеличились.

И таких примеров можно привести немало. Для нас же главное то, что накопленный сквозными бригадами опыт, их творческий поиск определили пути технического прогресса. В нынешней пятилетие количество выпускаемых станков с числовым программным управлением (ЧПУ) возрастет на 66.7, а станков высокой и особо высокой точности — на 18.7 процента. А чтобы наша продукция была первоклассной, станки будут оснащаться высокомоментными электродвигателями, тиристорными приводами, бесконтактной аппаратурой. В тяжелых станках для повышения их точности и долговечности начнем применять гидростатические и фторлоновые направляющие, а также ряд других усовершенствований. Все это повысит быстродействие, производительность оборудования, избавит от громоздкости и сложности некоторые механические узлы. Резьбонарезание раньше требовало смены шестерен. Теперь шаг и глубину резьб будет задавать компактный электронный блок. Высокомоментные электродвигатели в комплексе с ЧПУ позволят освободиться от изготовления редукторов контурной системы зажимов.

Я кратко рассказал об основных направлениях я методах работы объединения. Но не все и не всегда шло у нас гладко, в поиске трудно избежать ошибок и промахов. Так получилось с созданием нового фрезерного станка «6Б443», в котором были применены гидроприводы. Конструкция их оказалась неудачной в эксплуатации, станки не могут работать на всем диапазоне скоростей. А «ЛР193-Ф2» хотя и обеспечивают расчетную производительность, но из-за несовершенства системы охлаждения «плывет» точность. Но опыт отрицательный тоже опыт, который учит как не надо делать, каких технических направлений избегать.

Внедрение на наших заводах почина краснопролетарцев, творческое развитие инициативы ЗИЛа и организация работы сборочных цехов по методу бригадного подряда позволило нам с минимальными затратами труда выпускать сверхплановую продукцию, переводить производство на выпуск только первоклассного, высококачественного оборудования. За успехи во Всесоюзном социалистическом соревновании по итогам прошлого года объединение было награждено переходящим Красным знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Это высокая, ко многому обязывающая всех нас награда. Нынешний год особенный, юбилейный. И коллектив объединения в честь 60-летия Октября взял новые повышенные социалистические обязательства. К 7 ноября мы выдадим на 800 тысяч рублей сверхплановой продукции, выполним все заказы стран — участниц СЭВ.

Сейчас в цехах, на участках и в бригадах заводов, среди конструкторов, различных служб объединения развернулось по почину ленинградцев соревнование под девизом «От высокого качества работы каждого — к высокой эффективности труда коллектива». И нет сомнения в том, что ленинградские станкостроители с честью выполнят поставленные перед ними партией задачи.

В. КАШУРОВ, генеральный директор
станкостроительного объединения
имени Я. М. Свердлова.

ЛЕНИНГРАД.


Просмотров: 15378

Источник: Социалистическая индустрия, 7 мая 1977 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X