Спецназ «Вымпел». 1990-е

Продолжим наш рассказ(начало см. тут) о группе спецназа «Вымпел» - одном из самых известных спецподразделений мира. Подразделение было создано 19 августа 1981 года для проведения спецопераций за пределами нашей страны. К десятилетнему юбилею о деятельности в дальнем зарубежье бойцам «Вымпела» пришлось забыть – Советский Союз разваливался на куски, проблем хватало и дома.

В условиях, когда со страниц газет и телеэкранов не сходят такие географические названия как Фергана или Нагорный Карабах, уже не до спецопераций в лаосских джунглях и других экзотических странах. Руководство КГБ принимает решение использовать группу «Вымпел» и в горячих точках на территории Союза.

Вот краткая хронология действий спецподразделения в конце восьмидесятых:

4 июля 1988 г. Террористы захватывают и блокируют Звартноц – аэропорт Еревана. В бой с террористами вступает «Вымпел».

Сентябрь 1988 г. Новые беспорядки в Ереване – толпа пытается штурмовать здание МВД в столице Армении, по всему городу начинается охота на сотрудников правоохранительных органов. «Вымпел» занят привычным делом – борется с террористами и экстремистами.

Осень 1988 г. «Вымпел» перебрасывают в Баку, где тоже неспокойно – межнациональный конфликт между азербайджанцами и армянами может завершиться этнической чисткой. Во время действий в Баку бойцы «Вымпела» базируются на кораблях Каспийской флотилии.

Весна 1989 г. Новая горячая точка – Тбилиси.

Июнь 1989 г. Этнические чистки в Ферганской долине. Бойцы «Вымпела» пытаются остановить кровавое безумие, спасают тех, кого можно спасти.

Сентябрь. 1989. Учения «Чесма» - ответ на учения НАТО «Арч Бей Экспресс», проводившиеся на территории Турции. Целью советских учений, в которых принимал участие «Вымпел» было предупредить руководство страны о реальной угрозе начала гражданской войны на юге страны, а заодно и еще раз проверить бдительность «органов». На территорию Советского Союза было высажено 182 бойца «Вымпела», игравших роль диверсантов. Эти бойцы беспрепятственно выполняли свои учебные задания на огромной территории от Севастополя до Ленинграда, не встречая никакого противодействия. Например, в Ставрополе задачей «диверсантов» было проникнуть на секретный военный завод и добыть образцы и чертежи строго определенных изделий. На выполнение задачи ушло всего десять дней. А в Севастополе бойцам «Вымпела» удалось заминировать школу младших флотских специалистов. Бдительность проявила только … буфетчица на вокзале в Ржеве – бойцы заглянули в буфет расслабиться после успешного проникновения на усиленно охраняемый объект 15 управления КГБ в Подмосковье. Результатом учений стал и фильм «По поступившим данным», который был продемонстрирован депутатам Верховного Совета. Но, судя по всему, «право наций на самоопределение» было для депутатов важнее перспектив гражданской войны – нации самоопределятся и все будет хорошо, а вражеские диверсанты, провокаторы и шпионы – очередные измышления советской пропаганды.

В августе 1991 года подразделение готовилось отметить десятилетний юбилей. Отмечать планировали с размахом. Банкет, культурная программа, съемочная группа. Ведь, есть что вспомнить и, увы, есть за кого выпить не чокаясь. Но 19 августа – в день рождения «Вымпела» в 6 часов утра все средства массовой информации объявили о введении в стране чрезвычайного положения, неспособности президента СССР Михаила Горбачева исполнять свои обязанности и передаче всей полноты власти ГКЧП (Государственному Комитету по Чрезвычайному Положению). Вместо банкета пришлось отправляться на Лубянку, в полной боевой выкладке, ждать приказов.

Танки на улицах Москвы. 19 августа 1991 года
Танки на улицах Москвы. 19 августа 1991 года


Долго приказов ждать не приходится – к 20 августа основным центром «сопротивления» ГКЧП стал Белый Дом, вокруг которого бушевал многолюдный митинг. Весь мир обошли кадры в которых Ельцин (по всей видимости, подражая Ленину) произносил речь с борта танка. В первый же день Путча в Москву введены 362 танка и 427 БТР и БМП из подмосковных мотострелковых дивизий. Но внятных приказов у военных не было и танки стали трибуной для митингов. Партийные чиновники из ГКЧП, похоже, сами не знали, чего они хотят и, что им делать. Тем не менее, приказ о штурме Белого Дома был отдан в ночь на 20 августа. Согласно популярной легенде, бойцы «Вымпела» и их товарищи из подразделения «Альфа» отказались выполнять этот приказ. Увы, это не так – приказ был отменен вполне официально. Но, как показали более поздние события, если бы приказ не был отменен, то «Вымпел» не стал бы его исполнять. К тому же, для штурма Белого Дома элитные спецподразделения и не требовались – это здание не было такой неприступной крепостью, как Дворец Амина в Кабуле, по итогам штурма которого и был создан «Вымпел». Главной защитой Белого Дома был «живой щит» - многотысячный непрекращающийся митинг, толпа гражданских лиц, доведенная до исступления речами и призывами политиков. Импровизированные баррикады вокруг здания смогли бы остановить разве что конную милицию, танки эти баррикады просто не заметили бы. Но прорыв «живого щита» неизбежно обернулся бы числом погибших, измеряющимся в сотнях, если не тысячах. К тому же, у всех были свежи в памяти «события 4 июня 1989 года на площади Тяньянмень в Пекине – в Китае по версии «демократической общественности» местная «перестройка» кончилась танками, проутюжившими палаточный городок безоружных студентов на главной площади столицы. С безоружными студентами не все так просто – по официальным данным правительственные войска на подступах к площади потеряли 15 танков, а количество убитых солдат, опять-таки, по официальным данным составило не менее трехсот человек. Число погибших протестующих каждый, кто пишет о тех событиях, берет в зависимости от своих политических пристрастий – точных данных нет, и никогда не будет. Но советское руководство «китайский вариант» не устраивал, не хватало решимости. В итоге число жертв августовского путча в Москве невелико – в ночь на 21 августа в тоннеле под Садовым кольцом погибли три молодых человека, попытавшихся остановить колону бронетранспортеров и БМП, экипажи которых не собирались что-либо штурмовать и в кого-либо стрелять.

После путча встал вопрос о ведомственной принадлежности «Вымпела». Подразделение часто меняло «хозяев». Сначала оно вошло в Межреспубликанскую службу безопасности (структура, которая должна была заменить общесоюзный КГБ). Потом стали частью Агентства федеральной безопасности (АФБ – замена КГБ уже на уровне Российской Федерации). В конце концов, после того как Ельцин 24 января 1992 года подписал указ о формировании Министерства Безопасности (это министерство просуществовало до 21 декабря 1993) «Вымпел» вошел туда в полном составе в качестве самостоятельного управления. Вся эта ведомственная чехарда не мешала «Вымпелу» исполнять свои обязанности, а новыми обязанностями элитного подразделения стала охрана стратегически важных и экологически опасных объектов на территории России и борьба с террористами. Разумеется, продолжались и учения. Так, летом 1992 года бойцы «Вымпела» освободили от условных террористов Калининскую АЭС – высадились с мотодельтапланов на парашютах прямо на крышу машинного зала реактора и очистили помещение с пультом управления от посторонних.

атомный ледокол Сибирь
атомный ледокол "Сибирь"

Другим объектом учений летом 1992 стал атомный ледокол «Сибирь» и снова «условные террористы» не заметили ничего до тех пор, пока не стало слишком поздно. «Вымпел» использовало в своих целях и Министерство Внутренних Дел – самой громкой операцией, проведенной «Вымпелом» стало задержание итальянских мафиози, привезших в Москву крупную сумму фальшивых долларов (фальшивки были практически неотличимы от настоящих купюр, а 11 миллионов долларов в декабре 1992 года были в Москве суммой даже не крупной, а астрономической). Сделка по продаже фальшивок должна была состояться в гостинице Ленинградская, но бойцы «Вымпела» уложили мафиози-фальшивомонетчиков носом в земле еще на подходе к гостинице.

Другой громкой не «учебной» операцией стало предотвращение вывоза радиоактивных отходов из Екатеринбурга в 1993 году. Но и учения шли успешно – чего стоит один только захват цеха по сборке ядерных боеприпасов в Арзамас 16.

Тем временем, в стране нарастало противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти – президента Ельцина и Верховного Совета. Излишне радикальные реформы, приведшие к обнищанию большинства и обогащению меньшинства населения страны, вызывали противодействие со стороны депутатов Верховного Совета и Съезда Народных Депутатов. Уже в апреле 1993 году по инициативе Президента был проведен всероссийский референдум о том, кого поддерживает население страны – президента или Верховный Совет. На референдум были вынесены четыре вопроса - доверие к президенту, поддержка политики реформ, досрочные выборы президента, и досрочные выборы депутатов Верховного Совета. «Да-да-нет-да» такую формулу голосования навязывали все телеканалы страны. Три голоса «да» нужно было отдать в пользу президента и его реформа, и одно твердое «нет» требовалось сказать досрочным выборам главы государства. Но в референдуме приняло участие всего 62 процента граждан имеющих право голоса. А мнения проголосовавших разделись примерно поровну (с небольшим перевесом в сторону «да-да-нет-да»). О массовой поддержке курса реформ речи не шло. К тому же, организаторы референдума не позаботились о четко прописанном юридическом статусе этого мероприятия. Реформаторам стало ясно, что парламентскими методами добиться убедительной победы над парламентом невозможно. На очереди были методы непарламентские.

21 сентября 1993 года вышел печально знаменитый указ № 1400 президента РФ Бориса Ельцина «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Содержание указа находилось в резком противоречии с названием – речь шла не о «поэтапной реформе» Конституции, а о немедленном внесении в нее радикальных изменений – представителям законодательной власти просто предлагали разойтись по домам и дожидаться выборов в новый законодательный орган под названием Федеральное Собрание. Вносить такие изменения в Конституцию у президента не было никаких полномочий согласно … все той же Конституции. Основной закон страны превратился в клочок бумаги. Конституционный суд Российской Федерации в ночь с 21 на 22 сентября объявил о прекращении полномочий президента. Главой государства с точки зрения действующего законодательства стал вице-президент Александр Руцкой. Депутаты не собирались слагать с себя полномочия. Началось противостояние, которое закончилось кровавыми событиями первых дней октября 1993-го. Белый Дом оказался в осаде. Попытки переговоров ни к чему не привели (в срыве переговоров обвиняют друг друга обе стороны противостояния). События 2-3 октября 1993 хорошо известны – демонстрации, беспорядки, прорыв блокады Белого Дома, поход на Останкино, завершившийся массовой бойней.

А 6.50 по московскому времени 4 октября 1993 года у Белого Дома раздались первые выстрелы. Начался штурм. И в штурме снова, как и два года назад планировали задействовать спецподразделения «Вымпел» и «Альфа». На сей раз приказ не был отменен. Его подтвердил лично Борис Ельцин, вызвавший к себе старших офицеров «Альфы» и «Вымпела» за несколько часов до начала штурма.

Как и в августе 1991-го у защитников Белого Дома не было шансов в столкновении с армией, с обычными солдатами срочниками, прошедшими «курс молодого бойца», не говоря уж элитных подразделениях. Вот только наличие «живого щита» в 93-ем власть уже не смущало. Бойцы «Вымпела» и «Альфы» прекрасно понимали, что штурм закончится массовой бойней. И участвовать в этой бойне они отказались. Они выдвинулись к Белому Дому только после того, как Михаил Барсуков, начальник ГУО (Главного Управления Охраны), убедил их в том, что там гибнут случайные прохожие и неопытные солдаты – срочники. Барсуков не только убеждал, но и пригрозил немедленно разоружить и расформировать оба подразделения. Но при этом они твердо решили не стрелять ни в одну из противоборствующих сторон – первоначально они просто помогали выносить раненых. По Белому Дому между тем велся огонь из пушек танков Т-80, крупнокалиберных пулеметов бронетранспортеров, автоматов и снайперских винтовок. Верхние этажи здания горели. Появилась информация о том, что выйти из Белого Дома не дадут никому. Не только рядовым защитникам, но и руководству. Никаких прямых приказов об убийстве политических оппонентов, отданных главой государства, по понятным причинам не найдено, но в то время и в том месте наличие такого приказа казалось более чем правдоподобным. И командиры «Альфы» и «Вымпела» принимают решение – пойти на переговоры с руководством защитников Белого Дома. Условия просты – капитуляция всех защитников в обмен на гарантии безопасности. Командир «Вымпела» генерал Дмитрий Герасимов лично знал Александра Руцкого – они познакомились в Афганистане, где данные собранные группой спецназа под командой Герасимова направлялись и Руцкому, командиру отдельного штурмового авиаполка. Один раз ракетно-бомбовый удар штурмовиков спас жизнь спецназовцам Герасимова.

Белый дом, 4 октября 1993 г.
Белый дом, 4 октября 1993 г.

В 16.00 боец «Альфы» вошел в горящее здание и предложил всем желающим выйти в его сопровождении. Ему удалось вывести около ста человек. Часом позже здание покинуло еще семьсот человек. В 18.00 из Белого Дома вышли Руцкой, Хасбулатов, Макашов и другие руководители обороны в сопровождении бойцов «Альфы» и «Вымпела».

«Нелояльность» «Вымпела» во время октябрьских событий Ельцин не простил. Нет, прямых репрессий не было. Никого не сняли с должности, не говоря уж об уголовных делах. Месть была тоньше – президент упразднил Министерство Безопасности и передал «Вымпел» в Министерство Внутренних Дел. Реакция была предсказуемой – еще в советские времена сотрудники МВД и КГБ недолюбливали друг друга, даже в тех случаях, когда они, казалось бы, делали общее дело (борьба со шпионажем, экономическая преступностью, терроризмом, наркоторговлей – точек пересечения интересов было достаточно много). Сотрудники КГБ считали себя элитой (и зачастую основания для этого были). А бойцы «Вымпела» были не просто элитой, а лучшими ее представителями. Так что, нет ничего удивительного в том, что сразу 278 сотрудников предпочли рапорта об увольнении перспективе надеть милицейские погоны, а стать «милиционерами» согласились только 57 бойцов. Попытка создать Центр Специального Назначения при президенте на основе личного состава «Вымпела» не увенчалась успехом – все необходимые визы и подписи были собраны, но Ельцин сказал твердое «нет». Узнав о том, что столько бойцов такого знаменитого спецподразделения оказались на улице, в Москву прибыли представители крупнейших американских частных охранных агентств с самыми выгодными предложениями. Но все бывшие бойцы вымпела пришли к выводу, что они и у себя на родине не останутся без куска хлеба с маслом. Действительно, специалисты такого класса недолго оставались безработными – их ждали в ГУО, ФСК, МЧС. А часть уволившихся сотрудников, досрочно вышла, на пенсию и нашла себя в частных охранных агентствах и службах безопасности, но российских, а не зарубежных.

Те, кто все же перешел в МВД, старались сохранить дух и традиции старого «Вымпела» - в структуре МВД появился отряд «Вега». Преемственность сохранялась не только на уровне духа и традиций, но и на уровне документов – датой основания «Веги» значилось 19 августа 1981 года.

О возвращении «Веги» в ФСБ и превращении в управление «В» мы расскажем в следующей публикации.


Просмотров: 16130



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X