Организация торговли автомобилями в России в начале 20 века

Когда первые автомобили появились на территории Российской империи, то никому из русских предпринимателей даже в голову не приходило, что торговать ими можно точно так же, как и любым другим товаром зарубежного производства.

Однако не стоит обвинять наших купцов в неповоротливости, ведь таких мыслей в то время не держали даже сами производители самоходных экипажей. Уж очень ненадежным казалось такое дело, еще более ненадежным, чем сами автомобили, только начинавшие свой путь к завоеванию дорог всего мира. Такое состояние, естественно, не могло продолжаться долго. Машины совершенствовались, находились энтузиасты даже в далекой и загадочной России, которые покупали у иностранцев авто, за свой счет везли его на родину и там использовали настолько, насколько позволяли местные условия.
Если судить по мемуарам русских автомобилистов, то первой фирмой, догадавшейся централизованно реализовывать свою продукцию у нас в стране, была французская «Клеман-Гладиатор-Фебус», открывшая в первой половине 1898 года в Петербурге, на Михайловской улице свое представительство, а при нем магазин. Директором русского отделения стал Луи Мази - страстный любитель руля и незаурядный гонщик. Поначалу торговали не автомобилями, а трициклами, и лишь впоследствии фирма выписала в северную Пальмиру несколько машин «Панар-Левассор» и «Морс». Когда разошлась первая партия, стало ясно, что игра стоит свеч, и за «Клеман-Гладиатор-Фебус» потянулись другие компании. Вот и получилось, что французы по праву «первой оккупации» захватили отечественный рынок.
Примерно в то же время, когда энергичный Мази рекламировал в Петербурге свой товар, по Североамериканским Соединенным Штатам путешествовал русский предприниматель Федор Иванович Танский - владелец существовавшего с 1893 года та дома «Победа». Не праздное любопытство привело его в Америку, а деловой интерес - ведь «Победа», среди прочего, торговала велосипедами. Их-то и разыскивал Танский. Поездка закончилась удачно, и партия в тысячу машин была доставлена на берега Невы, где на Малой Морской улице располагалась контора «Победы». Популярность велосипеда была велика, и всю партию вскоре распродали. За ней - вторую, третью, четвертую... Ну а где велосипед, там непременно и его младший брат - мотоциклет, а от него и до автомобиля рукой подать! Был бы спрос. А он был, и немалый, ведь в 1901 году таможенные органы России ввели в своих статистических отчетах графу о количестве ввезенных в страну самодвигателей, что означало наличие регулярно увеличивающегося ввоза. И не беда, что в тот год привезли только 44 автомобиля.

В 1902 году Танский взялся представлять в России интересы известнейших зарубежных фирм: «Ришар», «Прюнель» и других, выставил их продукцию на Всероссийской выставке предметов спорта и получил Почетный диплом этой выставки, три больших золотых и две серебряных медали. На машинах, проданных «Победой», были установлены всероссийские рекорды в гонках на версту, две версты и даже на 40 верст. Все это укрепило престиж фирмы и вывело в число крупнейших предприятий в своей области.

Реклама. Автомобили Дюкруазе и сын

А в следующем году Танский предлагал покупателям очередные новинки: коляски «Клеман» с различными корпусами и целый ряд других машин по доступным ценам. На Первой международной автомобильной выставке 1907 года, проходившей в Санкт-Петербурге, «Победа» удостоилась в общей сложности семи наград, а позже получила почетное звание «Поставщиик двора Его императорского Величества». Через два года за фирмой, кроме конторы и магазина на Мойке, 61, числились еще склады и завод на Большой Дворянской. Кроме своих традиционных товаров - велосипедов, мотоциклеток и самоходов, торговый дом реализовывал моторные лодки, двигатели, запасные части, а также занимался постригай автомобильных кузовов. Торговля у Танского осуществлялась по каталогам, которые регулярно печатались и рассылались всем заинтересованным лицам. Велосипеды, мотоциклетки и авто можно было купить как за наличные, так и в рассрочку, что делало технику более доступной для широкого круга покупателей. Правда, при рассрочке платить приходилось больше, зато процесс растягивался на несколько месяцев. Если же товар покупался за наличные, то достаточно было по почте выслать заказ, где указывались тип машины и мощность мотора, приплюсовав к этому задаток в одну треть от цены заказанного автомобиля. Остальная сумма выплачивалась при его получении. Если покупатель по каким-либо причинам в течение месяца не выкупал свой самоход, то фирма могла отозвать заказ, не возвращая задатка. Доставка клиенту обычно осуществлялась за счёт покупателя. За его же счет производилась страховка заказа, посылаемого по железной дороге или иным путем.
Можно было купить одно шасси и отдельно заказать кузов автомобиля по своему вкусу. Цены колебались в зависимости от типа и отделки. Четырехместный кузов дубль-фаэтон стоил в 1909 году от 650 до 900 рублей, а большой лимузин - 1800-2000 рублей.


Реклама. Шины Dunlop

Как видим, торговля автомобилями в начале прошлого века была хорошо организованной и достаточно прибыльной. Часто, начав с посреднической торговли самодвигателями, русские предприниматели приходили к решению открыть собственное производство. Именно такой путь прошли Иван Петрович Пузырев в Санкт-Петербурге, Петр Петрович Ильин в Москве, владельцы фирмы «Иван Брейтигам» и другие, для которых дилерство стало лишь первым шагом на пути к созданию своего предприятия.
Количество фирм, торговавших автомобилями, увеличивалось с каждым годом, росло и число услуг, ими предоставляемых: гаражное содержание машин, гарантийный ремонт, торговля смазочными материалами, запчастями. Расширялся и их «ареал»: Петербург, Москва, Рига, Варшава, Одесса, Харьков, Иркутск - вот далеко не полный перечень городов, где обосновались торговцы автомобилями и принадлежностями к ним. По данным, помещенным в «Ежегоднике автомобилизма и воздухоплавания» А.П. Нагеля за 1911 год, в стране действовали более полусотни компаний, торговавших автомобилями и принадлежностями. Из них четыре специализировались на грузовиках, пять - на постройке кузовов, три - на продаже магнето и прочей автоэлектрики, четырнадцать - на шинах. Часть компаний имела смешанный капитал и частично принадлежала иностранцам, но встречались и стопроцентно отечественные.
Одним словом, приобрести машину в дореволюционной России было достаточно просто. Обращаешься к представителю интересующей тебя фирмы и через некоторое время получаешь машину по вкусу. Обычно при выписке из-за границы товар поставлялся в течение месяца, а при покупке со склада - немедленно. Проблема была в деньгах, но и это затруднение было преодолимо при наличии широкой системы рассрочек.


Просмотров: 14057

Источник: Константин Шляхтинский. Россия: гении и дороги. М.: Инфомедиа паблишерз, 2007



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X