Владимир Петрович Сербский - один из основоположников судебной психиатрии

Владимир Петрович Сербский родился 26 февраля 1858 г. в городе Богородске (ныне Ногинск Московской области). Отец его был врачом, и от него же он получил первые уроки ответственного отношения к пациентам.

Когда В.П. Сербский подрос, его семья перебралась в Москву, где он стал учиться во 2-й московской гимназии. После гимназии он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, где был одним из лучших студентов. Неожиданно для всех после окончания университета он подал заявление на поступление на медицинский факультет МГУ. Так как у него уже было высшее образование, его сразу взяли на 3-й курс. Он по прежнему уделял большое внимание учёбе, в больших количествах читая не только учебную, но и специальную литературу.
В.П. Сербский увлёкся изучением нервных и психических болезней и стал одним из учеников известного русского психиатра С.С. Корсакова.

Его дипломной работой в 1883 году стала «Клиническое значение альбуминурии» (альбуминурия – выделение белка с мочой при нарушении деятельности почек (нефрит, острые инфекции, отравления и т.д.).). За эту работу он получил серебряную медаль.

После окончания университета он устроился в частную психиатрическую лечебницу М.Ф. Беккера, где продолжил работать под руководством Корсакова, где вместе с ним начал разработку нового направления – клинической психиатрии. Данная клиника на тот момент являлась передовым лечебным учреждением для душевнобольных, где внедрялись новые методы работы с пациентами. Здесь на больного не смотрели как на неизлечимого идиота, а старались вернуть к более менее нормальной жизни. В этой больнице Сербский проработал два года.

В 1885-м году в Тамбове открылась новая лечебница для душевнобольных, и Сербского пригласили стать её заведующим. Он организовал её по новейшим требованиям науки. С 1888 г. в Тамбовская лечебнице для больных были
- отменены смирительная рубашка и кожаные рукава. Широко стали применять труд и развлечения для больных, причем хронические больные составляли главный контингент работавших и принимавших участие в прогулках
и других празднествах.
Сербскому местным земством была предоставлена командировка в Австрию, где он почти год проработал в Венской психиатрической клинике под руководством Т. Мейнерта. После возвращения из Австрии В.П. Сербский ещё несколько месяцев проработал в Тамбовской клинике для душевнобольных, а потом вернулся в Москву, куда его вызвал Корсаков.
Дело в том, что в конце 1887 года он добился открытия при медицинском факультете МГУ специализированной психиатрической клиники и решил пригласить Сербского руководить ею. Одновременно с руководством клиникой В.П. Сербский стал читать курс судебной психиатрии студентам медицинского и юридического факультетов.

Владимир Петрович Сербский

Сербский также разрабатывал вопросы диагностики основных форм психозов. Впервые в мире он установил, что некоторые болезненные проявления, наблюдаемые у взрослых больных, являются следствием детского слабоумия. Постепенно Сербский сформировал основные принципы методики определения степени вменяемости больного.

В 1891 году Сербский защитил диссертацию на степень доктора медицины: «Формы психического расстройства, описываемые под именем кататонии», а в 1892 году получил звание приват-доцента.
В. П. Сербский участвовал во многих сложных и ответственных судебно-психиатрических экспертизах по делам, вызывавшим большой общественный резонанс, смело отстаивая свое, всегда клинически обоснованное мнение. Он был активным участником всех психиатрических и пироговских съездов, выступая с программными докладами по вопросам судебной психиатрии. В 1895 г. им был выпущен первый том «Руководства по судебной психопатологии», посвященный общетеоретическим вопросам и законодательству по судебной психиатрии. Второй том «Руководства» вышел в свет в 1900 г. На протяжении многих десятилетий книга являлась настольным руководством психиатров всего мира. В этой книге впервые в мировой науке было представлено описание различных форм злокачественной шизофрении.
В. П. Сербский поддерживал и развивал положение A. У. Фрезе и В. X. Кандинского о значении физиологического понимания психических расстройств для правильного решения судебно-психиатрических вопросов. Он указал на заслуги B. X. Кандинского: «Необходимость установления в законе психологического критерия невменяемости с наибольшей убедительностью разработана покойным В. X. Кандинским, и мне остается лишь присоединиться к доводам талантливого врача-психолога».
После смерти Корсакова 1 мая 1900 года Сербский фактически стал главным психиатром в России. В 1903 году он возглавил кафедру психиатрии Московского университета, которой руководил до 1911 года. В 1911 году ему пришлось уйти в отставку в знак протеста против реакционной политики министра народного просвещения Л. А. Кассо.
Кассо проводил консервативную антилиберальную политику - из университетов были уволены многие профессора и преподаватели либеральной ориентации. Активно практиковалось назначение профессоров на должности в противовес обычной практике их избрания в университетах с последующим утверждением министром. Ряд студентов были исключены из высших учебных заведений за «политическую неблагонадёжность»:
И у самого Сербского были стычки с полицией. Так, в августе 1906 года Сербский не пустил полицейских чинов в свою клинику. Абсолютно не способный не только к компромиссам, но и к банальной житейской осторожности, он направил рапорт в инстанции, требуя привлечь к судебной ответственности и участкового пристава, и самого градоначальника, предписавшего «осмотреть» лечебные учреждения в поисках одного преступника.

Владимир Петрович Сербский

Пристав, встретивший решительный отпор, после переговоров по телефону со своим начальством заявил, что московский градоначальник решительно требует произвести проверку и дает полчаса на размышление, после чего к осмотру приступят насильственно. На что Сербский ответил: «Мои научные убеждения не могут измениться ни через полчаса, ни через более продолжительное время; возложенная на меня по закону как на директора клиники забота о здоровье душевнобольных не позволяет мне ни при каких условиях дать согласие на меры, от которых может пострадать здоровье пациентов».
В том же 1906 году, вскоре после Декабрьского вооруженного восстания в Москве, на дверях его квартиры появляется надпись: «Жандармы и полицейские в качестве пациентов не принимаются».
Неудивительно, что пользующийся уважением в самых высоких кругах профессор стал неудобен. Неудобен и как реформатор судебно-психиатрической системы, и как общественный деятель. Вокруг имени Сербского всё чаще разгораются скандалы.
Директор клиники полагал, что вошедший тогда в моду коллегиальный метод управления может повредить пациентам — как известно, у семи нянек дитя без глаза. Сербский запрещает ассистентам и ординаторам распределять больных в его отсутствие. Ему вменяют в вину авторитарный стиль руководства. В декабре 1906 года суд выносит решение: «Устав клиники, как живого дела, требует обновления, и такой коррекцией должно служить коллективное ведение управления». В сердцах Сербский увольняет отстаивающих коллегиальный метод управления врачей. Конфликт получает широкую огласку в печати. Директора клиники представляют публике едва ли не деспотом. Ловко организованная кампания отражается на авторитете Сербского не только как организатора, но и как специалиста. Всегда придерживавшегося прогрессивных взглядов врача, новатора в своей области вдруг начинают рассматривать как закоренелого консерватора.
Для Сербского это безусловное поражение. Он тяжело переживает травлю, однако не смиряется и продолжает работу.
4 сентября 1911 года, в Политехническом музее торжественно открылся 1-й съезд русского союза психиатров и невропатологов, созванный в память Корсакова. После вступительного слова председателя съезда, бывшего заведующего кафедрой нервных и душевных болезней В.К.Рота бывший профессор Сербский произнес неблагонамеренную речь. Начал он с риторического вопроса, своевременно ли собрался съезд, когда принцип нестеснения царит только в психиатрических больницах, тогда как в обыденной жизни «над вольной мыслью всецело властвуют неугодные Богу насилие и гнет», а закончил каламбуром: «Минуют невзгоды, пройдут все эти, как их называют французы “глупые случаи” (des cas sots), а истина будет гореть лишь ярче». Восторженная публика устроила ему овацию.
Как только пристав, обязанный следить за благонадежностью психиатрических докладов, осознал игру слов (Кассо и des cas sots), он тут же запретил дальнейшие выступления и закрыл съезд. На следующий день Сербскому пришлось давать объяснения судебному следователю, а бывшему ординарному профессору Роту – самому градоначальнику, после чего заседания съезда возобновились. Журналистов на него больше не допускали, газеты, поместившие на своих полосах речь Сербского, конфисковали, а на газету «Утро России», напечатавшую открытое письмо Баженова новоявленному профессору Рыбакову, был наложен крупный штраф.
По завершении съезда Сербский выпустил в свет «Краткую терапию душевных болезней» (М., 1911), а затем самую важную свою работу – исправленное и значительно дополненное по сравнению с первым изданием (1907) руководство к изучению душевных болезней «Психиатрия» (М., 1912). Всего лишь один еще раз, в начале октября 1913 года, выступил он в либеральной прессе с разоблачением психиатрической экспертизы, проведенной профессором И.А.Сикорским по фальсифицированному делу М.Бейлиса. Больше он ничего не публиковал.
Бывший директор психиатрической клиники доживал свой век в бедности, ибо он – как истинный бессеребренник – вышел в отставку, не выслужив пенсии. Почечная недостаточность вследствие хронического нефрита у него постепенно усугублялась, и 23 марта (5 апреля по григорианскому календарю) неистового 1917 года 59 лет от роду Сербский умер в своей квартире по Большому Афанасьевскому переулку в доме №3.
С 1921 года его имя носит Центральный институт судебной психиатрии в Москве.

Источники:


1.Глава 2. Из истории отечественной судебной психиатрии Жариков Н.М, Морозов Г.В., Хритинин Д.Ф. Судебная психиатрия.
2. Сербский Владимир Петрович
3. «Кто есть кто в мире. 1500 имён». М.: Слово, ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
4. Можно ли, проведя в университете восемь лет вместо пяти, стать мировым светилом?
5. В.Д. Тополянский. 150 летие Владимира Петровича Сербского. Несвоевременная личность
6. Сербский Владимир Петрович


Просмотров: 18429



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X