Статья про профориентацию учащихся сельских школ в "Учительской газете", 1976 г.

Статья А. Астахова "Забось о смене" в "Учительской газете" от 6 мая 1976 г. рассказывает о том, как в Удмуртии проходила профориентация учащихся сельских школ для дальнейшей работе на селе.

«Жизнь предъявляет к сельской школе высокие требования. Велика ее роль в судьбе каждого молодого человеке, в выборе им трудовых путей-дорог. Помочь сельским просвещенцам выполнить задачи, стоящие перед нами в десятом пятилетии, — святая наша обязанность». Эти слова председателя Можгинского райкома профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства Дмитрия Яковлевича Слесарева можно бы, пожалуй, поставить эпиграфом к недавнему совместному пленуму райкомов профсоюза рабочих сельского хозяйства и работников просвещения.

На объединенном пленуме был рассмотрен вопрос о профориентационной работе в школах. Его участники активно обсуждали проблемы закрепления механизаторских кадров в колхозах и совхозах, профессионального становления молодых хлеборобов и животноводов.

Д. Я. Слесарев приводит такие цифры (он приводил их а докладе на пленуме): в районе 24 ученические производственные бригады, где более тысячи старшеклассников получают трудовые уроки, постигают секреты механизаторской профессии. Из последних трех выпусков сотни юношей и девушек остались работать в местных хозяйствах, а 665 — тоже решили связать свою трудовую жизнь с селом: поступили в высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения. Вот и выходит, что три четверти выпускников уже заняты или в ближайшее время после завершения учебы приступят к трудовой деятельности в сельскохозяйственном производстве.

Каким же образом удалось достичь столь высокого результата? Проследить это можно на примере Большеучинской средней школы, расположенной на территории колхоза «Россия».

— Правление колхоза, партком и профсоюзная организация, — рассказывает председатель Аркадий Петрович Горынцев, — постоянно заботятся о том, чтобы подготовка будущих тружеников полей и ферм к жизни, сознательному выбору профессии начиналась еще в стенах школы. Дело это наше общее, поэтому мы полностью разделяем эту нелегкую ношу, всю ответственность с учительским коллективом.

За годы девятой пятилетки колхоз «Россия» израсходовал на просвещение более 270 тысяч рублей. Значительную часть этих средств получили школы. Их на территории хозяйств восемь: одна средняя, четыре восьмилетние, три начальные. В комплексе совместных мероприятий колхоза и школы по трудовому воспитанию питомцев Большеучинской средней школы — встречи и беседы со знатными людьми, ветеранами колхозного производства, учеба старшеклассников в кабинетах машиноведения, практические занятия в мастерских. Но одну характерную деталь хотелось бы выделить особо. Большеучинские педагоги, как и специалисты сельского хозяйства, утверждают, что трудовое воспитание немыслимо без хорошо поставленной профессиональной консультации и ориентации. Последний момент—профессиональная ориентация составляет важное «за мыкающее» звено в работе педколлектива по подготовке молодых земледельцев,

О проблемах профессиональной ориентации заинтересованно говорила и председатель Можгинского райкома профсоюза работников просвещения Е. В. Павлова: «Из выпуска последних трех лет 115 из 260 питомцев Большеучинской средней школы трудятся в колхозе.. Я повторяю — работают, а не пошли, как часто говорим мы, работать. Здесь уверены, что процесс закрепления молодежи на селе будет все время усиливаться, так как приобщение ребят к труду земледельца (а он проходит в лагере труда и отдыха, в звеньях ученической производственной бригады) ведется на высоком профессионально - педагогическом уровне».

Проиллюстрировать это можно и таким фактом, как рост колхозной комсомольской организации. Если раньше а ней было 163 комсомольца, то сегодня более 400. Они обслуживают 118 тракторов, 70 автомашин. 65 комбайнов.

Комсомолия колхоза «Россия» — самая крупная сельская первичная комсомольская организация в Удмуртии. За успехи в труде и коммунистическом воспитании молодежи она награждена памятным вымпелом ЦК ВЛКСМ и занесена в летопись трудовых дел комсомола.

В Можгинском районе подобных примеров делового содружества школьных месткомов и профсоюзных организаций колхозов и совхозов немало. Однако в некоторых хозяйствах все еще ощущается потребность в механизаторских кадрах. Порой усилия учительских коллективов по подготовке ребят к труду не находят поддержки среди руководителей хозяйств. Вот и получается тогда такая картина: сельская школа вручает выпускникам вместе с аттестатами о среднем образовании удостоверения трактористов-машинистов, но они, выпускники, неохотно предъявляют свои «водительские права». Происходит это, как правило, там, где хозяйственники привыкли рассматривать труд школьников, как вспомогательный, и не доверяют их умениям и навыкам. Отсутствие, скажем, даже типового договора между трудовыми объединениями школьников и хозяйствами снижает ответственность обеих сторон за выполнение взятых на себя обязательств производственного и бытового характера.

Встречи с педагогами, специалистами сельского хозяйства, беседы с профсоюзными активистами показывают, что проблема профессиональной ориентации злободневна не только в Можгинском районе, но и в соседнем — Кизнерском. Послушаем, что говорит об этом секретарь партийной организации Короленковской средней школы Г. В. Ушакова: «Наш совхоз «Короленко» сам обрабатывает участок ученической бригады и производит на нем посев. Почему не ребята? Да потому, что школа своей техники не имеет, а пора бы ее иметь. Тогда бы все полевые работы выполняли старшеклассники. Вопреки договору, школьники вынуждены трудиться на отведенном участке дедовским способом. Выращенный урожай убирают рабочие совхоза, так что конечных результатов своего труда ребята тоже не видят, узнают о них со слов бригадира. Понятно, что таким образом любовь к земле не привьешь…»

К этому еще следует добавить, что в школе ведутся уроки машиноведения, однако специального помещения для занятий нет. Совхозный агроном в Короленковскую среднюю заглядывает редко, и чаще всего учителям приходится обращаться к директору и его заместителям по всевозможным, порой даже мелким вопросам. А все потому, что ни руководители совхоза, ни рабочком не балуют вниманием свою подшефную школу.

В решениях XXV съезда КПСС говорится о необходимости уделять больше внимания профессиональной ориентации молодежи. Это партийное требование адресовано в равной мере и органам просвещения и хозяйственным руководителям. Так что учительский коллектив вправе ждать более ощутимой помощи со стороны совхоза, куда, по сути дела, должна придти основная часть выпускников.

Процесс трудового воспитания, профессиональной ориентации останется незавершенным, если педагогические коллективы совместно с хозяйственными руководителями, профсоюзными комитетами не позаботятся о создании устойчивого климата, позволяющего старшеклассникам психологически и нравственно «вжиться» а коллектив, где им предстоит трудиться. На XXV съезде КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил: «Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию — задача нравственного воспитания». Именно это указание партии стало темой недавно состоявшегося пленума Удмуртского обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. На нем шла речь о задачах профсоюзных комитетов в организации трудового обучения, воспитания и профориентации учащихся. Любопытный факт привели представители Карсовайской средней школы Балезинскосо района. В минувшем году совхоз «Россия», куда идут работать выпускники этой школы, получил без малого 300 тысяч рублей прибыли. Десятая часть ее — это вклад ученической производственной бригады,

Уроки по специальным предметам — агрономии, зооветеринарии — ведут главный ветврач Е. А. Калинин, агроном Ф. А. Чирков. Много энергии, знаний вкладывают они и их коллеги в подготовку молодого поколения к работе на полях хозяйства, его животноводческих фермах. Вот почему так четко срабатывает здесь механизм деловых контактов между школой и производством.

Удмуртия — республика не только современного развитого сельского хозяйства, но и край лесов. Очевидно поэтому профсоюзные активисты, сельские учителя с особой заинтересованностью рассказывают о школьных лесничествах. Читать «лесную книгу» сегодня учатся тысячи удмуртских школьников.

— В этом им помогают сотни квалифицированных наставников — старшие лесничие, инженеры, руководители леспромхозов, — напоминает секретарь Удмуртского обкома профсоюза рабочих лесной, бумажной и деревообрабатывающей промышленности А. С. Перевозчиков. — Надо сказать, что их вклад в трудовое воспитание «лесных робинзонов» и «юных берендеев» — весьма значителен. Тысячи ребят связывают свою судьбу с перспективами удмуртского леса. Кстати, три работника леса награждены значком «Отличник народного просвещения». Разве это не признание их вклада в трудовое воспитание молодежи!

Обком профсоюза рабочих лесной промышленности и управление лесного хозяйства составили перспективный план опытнической и исследовательской работы школьных лесничеств на лето-76. Подготовка к пятой трудовой четверти школьников широко развернулась по всей республике.

Школьное лето-76 недавно было обозначено и в повестке дня президиума Удмуртского областного совета профсоюзов. Летние каникулы, как отмечено в принятом постановлении, станут школой идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Называя масштабы этой работы, секретарь облсовпрофа Д. В. Коробейникова говорит: «В лагерях труда и отдыха у нас получат трудовую закалку более 15 тысяч школьников. Мы точно определили, где должен соорудить, отремонтировать и подготовить к приему детей лагерь труда и отдыха каждый из отраслевых обкомов профсоюза».

Учительство, все работники просвещения Удмуртии ждут от отраслевых профсоюзов не только материальной помощи. Они рассчитывают на совместную слаженную работу по трудовому воспитанию подрастающего поколения.
А. АСТАХОВ.
(Спец. корр.).
Удмуртская АССР.


Просмотров: 275

Источник: А. Астахов. Забось о смене // Учительская газета, N53, 6 мая 1976 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X