Первые российские авиабомбы

Уже первая военная фронтовая практика подтвердила надобность иметь хорошие и надежные зажигательные авиабомбы. В июле 1915 года к этому вопросу был подключен Н.Е. Жуковский, который, получив финансирование, в свою очередь, пригласил соучаствовать в работе ближайших учеников.

К тому времени ряд энтузиастов предлагал разные конструкции зажигательных устройств (подполковник Калиновский, прапорщик Толуб, изобретатель Архипенко и др.). Стало быть, надо было в кратчайшие сроки разработать, испытать и предложить надежные в работе, эффективные в военном отношении и промышленно приемлемые в производственном зажигательные авиабомбы.


Н.Е. Жуковский с учениками


Сбрасывание бомб с аэроплана. Журнал "Великая война", 1917 г.

Молодежь принялась рьяно экспериментировать, ничем не ограничивая своих фантазий - вплоть до использования таких экзотических корпусов бомб, как бычий пузырь! Первые успехи не заставили ждать - в сентябре 1915 года Николай Егорович составил первый отчет с приложенным к нему протоколом испытаний, текст которого воспроизводится ниже. Многое из экспериментально полученного тогда позднее успешно и плодотворно модифицировалось и развивалось. Но некоторые вещи пережили своих создателей - например, основы составов горючих смесей: некоторые из них явились предвестниками «коктейля Молотова» и напалма.
Добавим, что активное соучастие в работе принимали также Г.М. Мусинянц и Б.Н. Юрьев (хотя их подписей нет). Более общую картину создания первых русских авиабомб разных типов можно почерпнуть в превосходном руководстве: П.Д. Дузь «История воздухоплавания и авиации в России».

Публикацию подготовил Борис Стечкин.

Протокол испытания зажигательных бомб, разработанных при аэродинамической лаборатории Императорского технического училища комиссией под председательством заслуженного профессора Н.Е. Жуковского1




Наиболее удачными из всех испытанных бомб оказались две: бомба №1 студента ИТУ Александра Александровича Микулина и бомба №2 студентов ИТУ Бориса Сергеевича Стечкина и Александра Сергеевича Сипягина. По первоначальным опытам при метании зажигательных бомб с высоты от 100 до 800 метров выяснилось, что бомбы №1 дают пламя поперечником до 7 сажен высокой температуры, быстро спадающее, после чего на земле остается большое количество небольших долго горящих очагов пламени.

Случаев отказа инерционного ударника, связанных с невоспламенением запальника, не было ни одного.

Невоспламенение поджигательной жидкости (смесь бензина, керосина и скипидара - всего около 12 литров) получалось несколько раз при подборе зажигательного состава в запальнике и определении нужной для правильного взрыва высоты сбрасывания бомбы, причем оказалось, что для воспламенения поджигательной жидкости главную роль играет высота сбрасывания, которая не должна быть менее 600 метров. При сбрасывании бомб с высоты более 500 метров зажигание происходит без отказа при всех запальных смесях, тогда как при сбрасывании с высоты менее 300 метров и при тех же зарядах запальников все бомбы взрывались, но разлившаяся жидкость не зажигалась.

Для испытания бомб на безопасность одна из них была сброшена с высоты около 300 метров с невывинченным предохранительным винтом, и взрыва не дала, хотя силою удара оболочка была вся разрушена и поджигательная жидкость разлилась по земле. Предохранитель в виде пропеллера делает бомбу опасною приблизительно через столько же времени после сбрасывания с аэроплана, как и в бомбе с ударником Орановского.

Последние испытания были проведены утром 4 июля. Первая бомба, сброшенная с высоты около 650 м летела до земли 12 секунд и дала взрыв и воспламенение смеси, причем отдельные очаги горения, разбросанные на площади поперечником около 6 сажен, дали пламя длительностью около 15 минут.

Состав запальника: тертый черный порох, искристый состав и звездная мелочь.
Поджигательная жидкость была составлена из бензина и керосина в равных количествах.
Вторая бомба, сброшенная с высоты 750-780 м летела до земли 13 секунд. При взрыве и воспламенении смеси дала район раскида поперечником до 7 сажен, причем длительность горения отдельных очагов была та же: около 15 минут. В запальнике было около 100 грамов тертого черного пороха без всякой примеси медленно горящих составов. Поджигательная жидкость, состоящая из бензина и нефтяных остатков в равных количествах, дала в момент взрыва большое облако черного дыма; присутствие на земле маслянистых остатков по затухании пламени указало на невыгоду применения нефтяных остатков в качестве поджигательной смеси.

Наилучшими из поджигательных смесей оказались: бензин и смесь - 1/3 бензина, 1/3 керосина и 1/3 скипидара.

Что же касается запальника, то его достаточно начинять пороховой мякотью в количестве около 100 граммов; для большей же надежности можно добавлять к этому небольшое количество звездной мелочи.

Зажигательные бомбы типа №2 при предварительных опытах сбрасывания с крыши здания высотою около 15 метров давали безотказное действие в смысле воспламенения поджигательной жидкости.

Опыты с аэропланом при сбрасывании с различных высот от 100 до 600 м давали безотказное воспламенение жидкости (бензин) и район раскида около 2 сажен из объема жидкости 21/2 литра, причем горение продолжалось 3-5 минут.

В смысле безопасности химические запальники этих бомб можно считать надежными, т.к. многократные сбрасывания их на камни с высоты 15-20 метров при неснятом предохранителе не дали ни одной вспышки.

Химический запальник при его зажигании не дает взрыва, а лишь спокойное горение, весьма слабое, но вполне достаточное, чтобы зажечь даже чистый керосин без бензина.

подписи под протоколом: Н. Жуковский, Г. Лукьянов, В. Ветчинкин, А. Микулин, Б. Стечкин





1 Документ получен семьей Б. С. Стечкина из ФСК РФ в 1995 г. Представляет 6 ненумерованных страниц маштекста продольной печати на листах А4, пагинация и водяные знаки отсутствует. Подписи авторов подлинные. Воспроизводится в современной орфографии. Этот доку мент был изъят при аресте Б. С. Стечкина в 1930 году и сохранялся в архивах ОГПУ-НКВД-КГБ.


Просмотров: 7545

Источник: журнал "Инженер", N10, 2002



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 1
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Борис 2017-11-30 14:09:45
известного авиационного инженера, ученика и соратника Н.Е. Жуковского, позднее видного египтолога Григория Ивановича Лукьянова
X