Проблемы стимулирования труда геологов. "Социалистическая индустрия", 1976 г.

Почему советским геологам в 1970-е годы было невыгодно выполнять пятилетний план по поиску нефтяных месторождений за 4 года? Об этом и проблемах стимулирования труда геологов - статья "Как стимулировать открытия" Б. Вассермана - главного геолога территориального геологического управления г. Ухты.

---
Геологи всегда в поиске. Нечего и говорить, что этот поиск нелегок. Нередки случаи, когда глубокие поисковые скважины оказываются «пустыми», хотя и дают важную геологическую информацию. Однако какой бы ценной ни была такая информация, она не может сравняться по важности с открытием нового месторождения. Ведь главным результатом геологоразведочных работ, в котором заинтересовано государство, является все-таки прирост разведанных запасов, имеющих промышленное значение.
Именно этим конечным результатом должна измеряться эффективность нашей работы. На него надо ориентировать и всю систему планирования, оценки результатов деятельности коллективов, все виды материального и морального стимулирования геологических управлений, трестов, экспедиций и бригад.
На первый взгляд так оно и выходит: перевыполнил план прироста запасов на какой-то процент и получил прибыль — почет коллективу и премия. Но вот когда вдумываешься в проблемы улучшения механизма хозяйствования, поставленные на XXV съезде КПСС, по-иному видится то, что уже стало привычным.

Возьмем планирование нашей работы. При поисках и разведке новых залежей полезных ископаемых обычно бывает очень трудно (а часто и невозможно) заранее определить масштабы еще не открытых месторождений и тем более запасов сырья в них. Еще труднее предвидеть все сложности геологического строения разведываемой площади. Тем не менее, при составлении планов не только на длительную перспективу, но и на ближайший год, на еще невыявленное месторождение обычно «навешивается» прирост запасов полезных ископаемых. К чему это приводит? К тому, что в наиболее выгодном положении оказываются те геологоразведочные предприятия, которые вообще не имеют плана прироста запасов или имеют план минимальный.
Не заинтересованы геологи и в большом перевыполнении установленных заданий, даже если такая возможность появляется в течение года, так как это никак не поощряется существующей системой материального стимулирования.
Допустим, что коллектив предприятия выявил крупное месторождение нефти или газа и в течение пятилетки должен обеспечить на нем определенный прирост запасов топлива. Заинтересован ли он досрочно завершить работы? Ни в малейшей степени. Наоборот, он, даже при наличии такой возможности, экономически побуждается «растянуть» разведку и сдачу запасов на все пять лет. Потому что если это сделать, допустим, за четыре года, то как тогда быть с заданием на пятый?
Конечно, когда появляется возможность ускорить дело, высокосознательные люди не считаются даже со своими собственными материальными интересами. Нечто подобное произошло, к примеру, в четвертой нефтеразведочной экспедиции нашего управления. Ее коллектив сумел добиться значительного ускорения разведки Усинского и общей оценки запасов Возейского месторождений. В результате пятилетний план по приросту запасов нефти геологоразведчики в основном завершили в первые четыре года.

Что же из этого вышло? Решив досрочно задачу большой государственной важности и значительно перевыполнив первоначальное пятилетнее задание, коллектив формально не справился с планом завершающего года и остался без поощрения. Хотя он, безусловно, его заслужил, обеспечив три четверти пятилетнего прироста ресурсов нефти в целом по управлению.
Тут я как будто противоречу сам себе, приводя пример, когда долг людей оказывается выше соображений личной выгоды. Могу добавить, что таких примеров у нас много. Но можно ли только на них основывать принципы хозяйствования?
Теперь возьмем главный для определения размера материального поощрения, но не самый важный, на мой взгляд, для прямых задач геологов показатель — прибыль. Дело в том, что сейчас учитывается не та прибыль, которую получает народное хозяйство страны в результате открытия нового месторождения, а та, что образуется в самой геологоразведочной организации при снижении плановой стоимости работ. Таким образом, формальное применение это го показателя для оценки хозяйственной деятельности при поисках полезных ископаемых приводит вообще к парадоксам.

К примеру, для того чтобы обеспечить прирост запасов нефти и газа, необходимо не только пробурить поисковые и разведочные скважины, но и отобрать в них образцы пород (керн), провести полный комплекс промыслово-геофизических исследований, опробовать и изучить перспективные на нефть и газ горизонты и т. д. Практика, однако, показывает: именно эти виды работ, как правило, не дают значительной прибыли или являются даже убыточными. Закономерность вырисовывается такая: получив прибыль за счет бурения, бригада, как правило, «съедает» ее на завершающих этапах работ. Выходит, что самое выгодное и, главное, прибыльное для геологов дело — это научиться быстро бурить «пустые» скважины, так как они не нуждаются ни в опробовании, ни в исследовании.
Вот, скажем, бригада В. Нощенко пробурила в прошлом году три глубокие скважины, затратив всего несколько дней на их опробование. Так была достигнута рекордная по управлению годовая проходка—7.492 метра, причем экономия составила 340 тысяч рублей. Бригада И. Федоткина пробурила за год 4.185 метров, не затратив на опробование ни одного дня, и получила экономию от выполненных работ в размере 535 тысяч рублей. А вот коллектив мастера В. Денисова, при более высоком по сравнению с названными бригадами производительном времени, пробурил только 3.717 метров пород, но при этом затратил в течение года на опробование 186 суток и получил экономию всего 21 тысячу рублей. Попробуйте теперь определить, какая бригада сработала лучше?
завода, в научных лабораториях, на полях и фермах. Кинодокументалисты рассказывают о замечательных свершениях тружеников пятилеток, об их подарках XXV съезду. Это и спуск на воду гигантского атомохода «Сибирь», и первые грузовики КамАЗа, и новые километры стальных путей строителей БАМа.
Картина «Съезд созидателей» создана на Центральной студии документальных фильмов.
(ТАСС).
В целом по нашему управлению за всю девятую пятилетку фактические затраты на промыслово-геофизические исследования и опробование скважин на продуктивность оказались значительно выше их плановой стоимости. Так что ни буровой бригаде, ни экспедиции в целом, оказывается, невыгодно вести заключительные виды работ, от которых, собственно, и зависит прирост запасов нефти и газа.
Предвижу вопрос: «Ну хорошо, а что предлагается?» По нашему мнению, настало время коренным образом изменить систему оценки работы геологоразведочных организаций. Главным критерием эффективности поисковых и разведочных работ должен быть не процент выполнения геологического задания, а абсолютная величина полученного прироста и себестоимость тонны разведанных запасов полезных ископаемых. Это и есть тот конечный результат, о котором товарищ Л. И. Брежнев говорил на XXV съезде КПСС: «...требует совершенствования вся система показателей, лежащих в основе оценки деятельности министерств, объединений и предприятий, и прежде всего эффективности и качества их работы. Эти показатели призваны соединять воедино интересы работника с интересами предприятия, интересы предприятия с интересами государства, побуждая брать (и, конечно, выполнять) напряженные планы...»
Безусловно, значение таких показателей, как выполнение плана по прибыли, объему глубокого разведочного бурения и количеству законченных опробованием скважин, должно быть сохранено. Но при этом необходимо, чтобы фонды материального стимулирования исчислялись на каждый миллион тонн полученного прироста запасов нефти и газа промышленных категорий дифференцированно для каждого экономического района страны.
Думается, что такой подход оправдан со всех точек зрения. Если коллектив экспедиции будет уверен, что за каждый миллион тонн прироста запасов полезных ископаемых в фонд материального поощрения отчисляется определенная сумма, он будет активно бороться за максимальную его величину. При этом возрастет заинтересованность геологоразведчиков в повышении качества работ. Поощряемый в основном за обеспечение народного хозяйства страны разведанными запасами сырья, коллектив буровой бригады, экспедиции, треста или геологического управления будет обращать больше внимания на те этапы своего труда, от которых зависит конечный успех.

Хотелось бы, чтобы Министерство геологии СССР вместе с Государственным комитетом по вопросам труда и заработной платы и Госпланом СССР высказали свое мнение по затронутым здесь вопросам, ибо от решения их в значительной степени зависит дальнейшее повышение эффективности геологической разведки.

Б. ВАССЕРМАН,
главный геолог территориального геологического управления.
УХТА


Просмотров: 7931

Источник: Социалистическая индустрия №109(2091). 8 мая 1976 г.



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 2
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
Александр 2020-01-19 09:29:12
Возможно, это связано с относительной доступностью поверхностных проявлений месторождений в мало изученных на то время районах, которая ограничивалась только возможностью попасть к ним.
В нашей стране системные геол. исследования на строгой основе фактически начались с начала прошлого века. В 30-е началось освоение геологами пространств Сибири, Арктики и т.п., ввиду трудности доставки оборудования главную роль в экспедициях все же играли неглубокое бурение, шлиховая съемка, видимые признаки и опыт геолога, а также проходка разведочных выработок. В 60-е, ввиду индустриализации геологии и повышения доступности территорий, ценр тяжести сместился на физические методы разведки и глубокое керновое бурение, которые дают результат для глубокозалегающих месторождений без проходческих работ.
Но, все равно, тем или иным способом, геологи совершали и продлжают совершать подвиг открытия! У них огромное разнообразие вопросов и задач и чаще всего нужны нестандартные решения.
Сергей 2011-09-11 09:05:10
Геологи в те годы вообще совершали подвиг. Как находили столько - мне не понятно. Не было снимков с космоса, анализ на компах был в зачаточном состоянии, итд, итп.
X