Как снимали кино в 1926 г. Режиссер Фореггер и его фильм "Вообще физкультура"

По окончании Гражданской войны, в 1920-е годы, для советского театра, как и для всей страны, началась новая полоса, которая также была связана с решением новых экономических и идеологических проблем и тоже оказалась полной противоречий, порожденных временем. Агитационный театр, возникший спонтанно в революционные годы как еще один вид оружия, поражающий классовых врагов, закономерно потерял свое значение с прекращением вооруженной борьбы. Но свойственные ему обращенность к массам, открытая тенденциозность и политическая заостренность вошли необходимой частью в новое пролетарское искусство.

В самом начале 1920-х гг., когда широкую известность приобрела идея «театрального Октября» и когда в периодической печати замелькали термины «левые» и «правые», мир сценического искусства раскололся, условно говоря, на два лагеря. Один из них, сплотивший деятелей академических театров и их сторонников, собирался идти в будущее, опираясь на традиции реалистического театра, то есть медленно, вдумчиво, избегая каких бы то ни было рискованных шагов. Другой лагерь собрал бескомпромиссных новаторов, которые, распространяя лозунги классовой борьбы на сферу искусства, стремились к немедленному радикальному преобразованию театральной жизни. В первые послереволюционные годы в стране рождались многочисленные театральные коллективы, балетные и драматические студии, искавшие новые, соответствовавшие атмосфере времени пути для выражения своего мироощущения. Так уж случилось, что в 1920-е гг. Москва стала столицей различных видов и направлений революционного искусства.

Здесь же, в Москве, в 1918 г. начал свою деятельность и Николай Михайлович Фореггер (фон Грейфентурн; 1892-1939). Для творчества этого режиссера были характерны поиски, эксперименты. В своих театральных и балетных постановках он чаще всего использовал формалистические и эстрадно-цирковые приемы. Его творческая биография богата названиями театров, в которых он работал, и поставленных им новых спектаклей «на злобу дня». В 1918—1919 гг. Н.М. Фореггер работал в Воронеже, откуда выезжал с агитпоездом на фронт. В 1924-1927 гг поставил цикл «Исторических танцев», балеты «Конструктивный гопак», «Танец буденновской кавалерии», «Америка с Лиговки». В 1929-1934 гг. был главным режиссером Харьковского театра оперы и балета, где по ставил «Половецкие пляски» (в опере «Князь Игорь», 1929 г.), балеты «Футболист» (1930), «Ференджи» (1931), оперу «Машинист Гопкинс» (1931). В 1934-1936 гг. ставил спектакли в Театре оперы и балета им. Т.Г. Шевченко в Киеве («Золотой обруч», «Гугеноты» и др.). В 1938-1939 гг. - главный режиссер и художественный руководитель Куйбышевского театра оперы и балета, где поставил оперы «Тихий Дон» (1939) и «Руслан и Людмила» (1939). Известны созданные им в начале 1920-х гг. театр «Четырех масок», а затем «Мастфор» (Мастерская Фореггера). Его знаменитая постановка «Танцы машин» изображала производственные процессы, актеры использовали акробатику, цирковую эксцентрику и т.п.1

Обложка журнала «Театральная Москва» с портретам Н.М. Фореггера. 1922 г.
Обложка журнала «Театральная Москва» с портретам Н.М. Фореггера. 1922 г.

Зарождавшийся в те годы советский кинематограф не мог не заинтересовать такого смелого экспериментатора, каким был Н.М. Фореггер.
В Центральном архиве города Москвы, в фондах Акционерного общества «Пролетарское кино», есть документы, отражающие деятельность Н.М. Фореггера не только как хореографа, но и как кинорежиссера. Кинопрокатная фирма «Пролеткино» существовала с 1923 по 1928 г. В отличие от государственных киноорганизаций, которые большую часть своих усилий прикладывали к организации проката заграничных картин, «Пролеткино» с самого начала ограничило свою коммерческую деятельность прокатом картин отечественного производства и развитием сети кинотеатров. Акционерами «Пролеткино» были профсоюзы, партийные, комсомольские и военные организации, хозяйственные и административные органы. К 1928 г. это акционерное общество выросло до крупнейшей киноорганизации, составлявшей конкуренцию Госкино. «Пролеткино» имело филиалы во всех регионах России, свои киностудии по производству фильмов, киноаппаратуры и целую сеть кинотеатров. Но к 1928 г. прекращают свою деятельность практически все коммерческие предприятия, возникшие на волне нэпа. Прекратило свое существование и «Пролеткино» с традиционной для того времени формулировкой: «нерентабельное, убыточное предприятие». Его производственная база - 1-я фабрика «Пролеткино» - была передана Госкино еще 25 мая 1926 г. Выпускавшиеся ею фильмы канули в Лету...

Среди сохранившихся архивных документов наибольший интерес представляют материалы, относящиеся к производству одного из первых советских комических короткометражных фильмов под шутливым названием «Вообще физкультура»: докладная записка Н.М. Фореггера с предложением о его съемках, письма о ходе работ и о контроле за использованием средств, вложенных в производство фильма. Эти несколько писем дают вполне ясное представление о том, как делалось кино в 1926 г. Во время подготовки документов к публикации мы решили не давать особых пояснений к устаревшей «киношной» терминологии. Такие слова как «засъемка» или «фильма», например, погружают нас во времена немого кино легче, чем длинные описания и комментарии.
Публикаторы выражают благодарность сотруднику Главархива Москвы М.К. Ефимовой за помощь в этой работе.

N1. ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА РЕЖИССЕРА Н.М. ФОРЕГГЕРА В ПРАВЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ПРОЛЕТАРСКОЕ КИНО» О СЪЕМКАХ КОРОТКОМЕТРАЖНОГО КОМЕДИЙНОГО ФИЛЬМА С ПРИЛОЖЕНИЕМ СМЕТЫ РАСХОДОВ



Ленинград 14 января 1926 г.

На основании личных переговоров с членом Правления «Пролеткино» К.И. Фельдманом2 я получил поручение произвести работу над созданием типов современной «советской комической». Эта работа представляется особенно интересной, так как комические положения и персонажи современности до сих пор совершенно не нашли себе места в нашем кинопроизводстве. Между тем как жизнь оформила уже целую галерею комических элементов современности (шкеты, беспризорники, бывшие люди и т.д.). Мною был намечен целый ряд типов, и часть фотографических снимков (фотомонтаж) была передана председателю Правления «Пролеткино» И.Н. Бурсаку3.
Мы должны были приступить к натурным съемкам, чтобы использовать зиму и на фоне зимнего спорта снять ряд комических положений, однако на первых уже шагах нам пришлось столкнуться с целым рядом непредвиденных препятствий:

Николай Фореггер. Дружеский шарж С. Юдкевича. 1922 г.
Николай Фореггер. Дружеский шарж С. Юдкевича. 1922 г.

1. «Пролеткино», развивая свою работу в Ленинграде, расценивается как крупная организация, и потому на все просьбы о предоставлении в прокат костюмов и спортивных принадлежностей, катка для тренировки и съемок и т.д. нам предлагают внести за это те или иные суммы. Мы же, работая без сметы и не имея никаких на это ассигнований, вынужденно оттягиваем работу.

2. Отсутствие съемочного аппарата также служит препятствием, так как предполагавшиеся съемки аппаратом «Севзапкино» не могут состояться из-за того, что кинофабрика «Севзапкино» не желает предоставлять свои аппараты для работы конкурирующему предприятию.
Ввиду этого обращаюсь к Правлению с просьбой оформить и определить рамки работ по съемкам кино-комических картин.

Экспериментальная работа не требует больших расходов, при удаче же даст «Пролеткино» несколько законченных картин. Срок работы по одной картине вместе с монтажом определяется в 14 съемочных дней и 10 (десять) дней монтажа.
При сем прилагается смета необходимых расходов по съемкам картины, без стоимости пленок, которых мы от Вас получаем, и лабораторных работ.
Все ассигнования могут быть произведены по счетам через Вашу Ленинградскую областную контору.
Ввиду того что означенная картина является первой из ряда картин в таком плане и мы бы хотели предоставить все права по созданию комических масок современности «Пролеткино», а с другой стороны, могли бы оказаться полезными «Пролеткино» вообще в работе в Ленинграде, просим Правление рассмотреть, не найдет ли оно возможным включить меня и моего помощника А.Б. Сендерова4 в штат постоянных работников, особенно учитывая открытие Вами кинофабрики в Ленинграде в недалеком будущем.

В случае необходимости я и мой помощник т. Сендеров можем немедленно выехать в Москву для личных переговоров, дополнительных объяснений и оформления условий.

Режиссер Н. Фореггер


СМЕТА
1. Оператор — за 14 съемочных дней по 10 руб. - 140 руб.
2. Фотограф - с материалом, 14 съемочных дней по 10 руб. - 140 руб.
3. За пользование катком (3 дня тренировочных, 1 съемочный) по 25 руб. - 100 руб.
4. Лыжи - 10 пар по 15 руб. - 150 руб.
5. 2 белых свитера с шапочками по 20 руб. - 40 руб.
4. 2 пары боксерских перчаток по 12 руб. - 24 руб.
7. Пинченбол - 15,50 руб.
8. Прокат костюмов - 50 руб.
9. Транспорт - 100 руб.
10. Павильоны - 3 по 100 руб. - 300 руб.
11. Непредвиденные расходы - 50 руб.
[Итого] 1109,50 руб.

Режиссер Н. Фореггер

Резолюции: 1. «Тов. Бурсаку. Полагаю возможным ассигновать на это дело 500 руб., при условии, что оплата будет производиться в плане короткометражной картины, годной для эксплуатации; сценарий должен быть представлен на предварительное утверждение. Вознаграждение актерам и режиссерам: 60 % чистой прибыли от эксплуатации. Фельдман. 18 /I 26 г.».
2. «Срочно! Тов. Мариенгофу5. Немедленно затребовать сценарий на утверждение».
3. «Фабрике. Озаботиться подготовкой съемочного аппарата "Дебри", тоже находящегося у Егизарова6».
4. «Тов. Фельдману. Полагаю возможным по утверждении сценария ассигновать на работу 1000 руб., условия работы режиссуры надо согласовать с ними. Бурсак. 21/I 26 г.».
5. «Тов. Никанорову7. Прошу ответить согласно моим указаниям. Фельдман. 21 /I [1926 г.]».

ЦАГМ. Ф. 2240. Оп. 2. Д 7. Л. 276-277.
Подлинник, машинопись, автограф.

№ 2. ПИСЬМО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА 1-й КИНОФАБРИКИ АО «ПРОЛЕТКИНО» М.Н. НИКАНОРОВА Н.М. ФОРЕГГЕРУ О СОГЛАСИИ ВЫДЕЛИТЬ НЕОБХОДИМЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ СЪЕМКИ ФИЛЬМА «ВООБЩЕ ФИЗКУЛЬТУРА»


Ленинград 30 января 1926 г.

В ответ на Вашу докладную записку от 14 января с.г. настоящим дирекция 1-й кинофабрики «Пролеткино» сообщает, что Правление согласно отпустить на Ваши опытные работы необходимые сметные ассигнования, при условии что опыт будет произведен в плане короткометражной фильмы, годной для эксплуатации.

В дальнейшем, по изготовлении фильмы и сдаче ее в эксплуатацию, Правление отчисляет в пользу Вашего коллектива за участие его в постановке картины 60% валового дохода.
На основании изложенного дирекция фабрики просит выслать сценарий предполагаемой Вами фильмы на утверждение Художественного бюро.
По выполнении Вами постановки данной короткометражной фильмы Правлением будет рассмотрен вопрос о более тесном и постоянном сотрудничестве с Вами и Вашим коллективом.

Зам. директора Никаноров
Секретарь Щербинина

ЦАГМ. Ф. 2240. Оп. 2. Д. 7. Л. 282. Заверенная машинописная копия.


№ 3. ПИСЬМО ЧЛЕНА ПРАВЛЕНИЯ АО «ПРОЛЕТКИНО» К.И. ФЕЛЬДМАНА В ЛЕНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТНУЮ КОНТОРУ АО «ПРОЛЕТКИНО» С ПРОСЬБОЙ СООБЩИТЬ О ХОДЕ СЪЕМКИ ФИЛЬМА «ВООБЩЕ ФИЗКУЛЬТУРА»
10 марта 1926г.


Правление «Пролеткино» настоящим просит Вас сообщить сведения о ходе работ по засъемке сценария «Вообще физкультура» режиссером Фореггером. Одновременно сообщите метраж заснятого фильма, если состоялся просмотр кусков — качество заснятого и Правление «Пролеткино» настоящим просит Вас сообщить сведения о ходе работ по засъемке сценария «Вообще физкультура» режиссером Фореггером. Одновременно сообщите метраж заснятого фильма, если состоялся просмотр кусков — качество заснятого и сколько еще предстоит заснять. Потребуйте от режиссера Н.М. Фореггера отчет о его работе и пришлите немедленно Правлению с указанием порядка ассигнований, производимых Вами режиссеру Фореггеру согласно утвержденной смете.
Аппарат будет Вам выслан после его ремонта, пленка же только по Вашему требованию с указанием потребного количества метров.

Член Правления Фельдман
Зав. канцелярией Щербинина

ЦАГМ. Ф. 2240. Оп. 2. Д. 7. Л. 283.

Заверенная машинописная копия.

№ 4. ПИСЬМО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТНОЙ КОНТОРЫ АО «ПРОЛЕТКИНО» М.Н. НИКАНОРОВА ЧЛЕНУ ПРАВЛЕНИЯ АО «ПРОЛЕТКИНО» К.И. ФЕЛЬДМАНУ О ХОДЕ СЪЕМОК ФИЛЬМА «ВООБЩЕ ФИЗКУЛЬТУРА»



5 апреля 1926 г.

На Ваш №№ 1489, 1594 имеем сообщить следующее: своевременный ответ на письмо № 1489 от 10/III8 не был послан ввиду предполагавшегося окончания съемки. По не зависящим от нас обстоятельствам засъемка фильмы «Вообще физкультура» заканчивается лишь в настоящее время. Всего заснято на сегодняшний день 1395 м негативной пленки, полезного негатива около 500 м.
Операторская работа средняя, местами ниже среднего.
О качестве режиссерской работы можно будет сообщить лишь по просмотре смонтированного позитива. Считаем необходимым обратить Ваше внимание на то, что фильма снималась в крайне кустарных условиях, сценария нам не представлялось и, по нашим сведениям, его вообще не существовало. Это обстоятельство и ряд организационных причин не могут не отразиться на качестве картины.
Финансирование Н.М. Фореггера нами производилось в пределах утвержденной Вами сметы, причем до настоящего времени нами выдано ему руб. 355 (триста пятьдесят пять) и оплачено счетов лабораторных на 120 руб. 39 коп. (сто двадцать рублей 39 коп.). Вероятно, потребуется выдать еще рублей 50-100.
Отчет об израсходовании пленки прилагаем9.

В течение ближайших дней Н.М. Фореггер выезжает в Москву для просмотра фильма в Правлении.
Зам. директора конторы «Пролеткино» [Никаноров]

ЦАГМ. Ф. 2240. Оп. 2. Д. 7. Л. 286.
Подлинник. Машинопись.

№ 5. ПИСЬМО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА СЕВЕРО-ЗАПАДНОЙ ОБЛАСТНОЙ КОНТОРЫ АО «ПРОЛЕТКИНО» М.Н. НИКАНОРОВА В ПРАВЛЕНИЕ АО «ПРОЛЕТКИНО» С ОБЪЯСНЕНИЯМИ К ОТЧЕТУ О РАСХОДОВАНИИ КИНОПЛЕНКИ



Не ранее 5 апреля 1926 г.

Прилагая отчет на израсходованный запас пленки, просим выслать: 1000 м негатива и 1000 м позитива, причем просим принять во внимание, что из этого количества нам надлежит возвратить Совкино и Н.Ф. Григору полученные от них взаимообразно10: 555 м
негатива, 596 м позитива для снабжения Н.М. Фореггера по съемке картины «Вообще физкультура».
Кроме того, сообщаем, что по накладной № 379 от 13/III с.г. нами получено 360 м негативной пленки, а не 400 м, как указано в Вашем письме № 2556 от Іб/ІІІ с.г.

Зам. директора конторы «Пролеткино» Никаноров
Секретарь [подпись неразборчива]
ЦАГМ. Ф. 2240. Оп. 2. Д. 7. Л. 288.
Заверенная машинописная копия.




1 Жизнь и творчество Н.М. Фореггера подробно, с приложением большого количества иллюстраций, воспоминаний современников и библиографии изложены в книге: Чепалов А.И. Судьба пересмешника, или новые странствия Фракасса. Харьков, 2001; к сожалению, она представляет собой исключительную редкость. См. также фонд Н.М. Фореггера в Российском государственном архиве литературы и искусства: РГАЛИ. Ф. 2728.
2Фельдман Константин Исидорович, член Правления АО «Пролеткино», директор 1-й фабрики «Пролеткино».
3Бурсак Иван Николаевич, заместитель председателя Правления АО «Пролеткино» в 1923-1928 гг.
4Сендеров Абрам Борисович, заведующий научно-производственным бюро 1-й фабрики «Пролеткино».
5Мариенгоф Анатолий Борисович, писатель, мемуарист, друг C.A. Есенина; в 1923-1928 гг. ответственный секретарь Художественного бюро (сценарный отдел).
16Егизаров Григорий Амбарцумович, оператор студии «Пролеткино» в 1923-1928 гг.
7Никаноров Михаил Николаевич, в 1925-1928 гг. на руководящих должностях в АО "Пролеткино": заместитель директора 1-й кинофабрики по административно-хозяйственной части, заместитель директора Северо-Западной конторы.
8См. документ N3
9Не публикуется. См.: ЦАГМ. Ф. 56. Оп.2. Д.7. Л.287.


Просмотров: 10681

Источник: Московский архив. Выпуск 4. М.: Издательство главархива Москвы, 2006



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X