Иллюстрации Юрия Макарова

Было время, когда книги выходили с иллюстрациями. Сам помню — краешек этого времени я застал. И моим любимым художником-иллюстратором был Юрий Георгиевич Макаров. Он рисовал превосходные картинки к романам Казанцева и Стругацких, которыми я в детстве зачитывался. А еще его рисунки часто встречались на страницах любимых журналов "Искатель" и "Техника — Молодежи".

Он родился в 1921 году в городе Бийск на Алтае. Вскоре его семья переехала в Омск. В Омске Юрий ходит не только в обычную школу, но и вольнослушателем посещает занятия в художественном техникуме им. Врубеля. Преподаватели техникума по достоинству оценили рисунки Макарова, и в возрасте тринадцати лет по направлению Омского обкома партии он отправляется в Москву в Дом художественного воспитания детей при Наркомпросе. В это же время в Ленинграде открывается Школа юных дарований при Академии художества и Юрий без особых затруднений поступает в это учебное заведение.

Сохранился у Юрия Георгиевича интересный документ — письмо к директору Академии художеств И. Бродскому от заместителя народного комиссара просвещения, датированное 19 ноября 1935 года:

«Прошу принять Юру Макарова и рассмотреть его работы на предмет определения его в школу изобразительных искусств для особо одаренных детей при Академии художеств.

По заключению специалистов Юра Макаров обладает исключительными дарованиями в обасти рисунка».

На втором году обучения на выставке детского рисунка в Париже его работа на чапаевскую тему получила вторую премию, а в следующем , 1937 году на выставке детского рисунка у нас в стране он получил первую премию за панораму Полтавской битвы.


В 1936 году одна из его работ занимает второе место на конкурсе детского рисунка в Париже. Годом позже он получает первую премию на всесоюзном конкурсе за панораму Полтавской битвы.
Увы, закончить школу при Академии Художеств Юрий Макаров так и не смог — характер был у него еще тот, и за драку с одноклассником его исключают. Он пробует себя в роли циркача и эстрадного танцора, но тут подоспел призыв в армию. Юрий попадает в школу младших авиационных специалистов. С началом войны становится бортстрелком на летающей лодке. Но в первом же вылете его самолет сбили. Потом была служба в морской пехоте, ранение, госпиталь. После госпиталя его переводят на Тихоокеанский флот. Официально там никакой войны не было. Но японские подводники не всегда могли отличить советский нейтральный флаг от американского или британского. Был потоплен и транспорт типа "Либерти", на котором служил Юрий. Ему пришлось сорок минут провести в ледяной воде.
После войны и демобилизации Юрий Макаров работал театральным художником. Возможно, он и проработал бы в театре всю жизнь, но все изменила встреча с Валентином Катаевым. Именитый писатель предложил Юрию сделать иллюстрации к его новой книге "За власть Советов". Эта книга и стала первым из более чем двух тысяч изданий, вышедших с иллюстрациями Макарова.

Он часто применяет эффектные черные заливки, делающие рисунок контрастным, выразительным. Иллюстрации Юрия Макарова к произведениям советских фантастов сделали его классиком советского ретрофутуризма.

Иллюстрации к "Фаэтам"


Пожалуй, самое эпичное произведение Казанцева. В нем рассказывается о печальной судьбе планеты Фаэтон, некогда располагавшейся между Марсом, и Юпитером и о том, как на Земле появилось человечество. Жители планеты настолько увлеклись ядерной войной, что подорвали термоядерный заряд чудовищной мощи, размещенный на дне океана (крайнее средство на крайний случай). В итоге в морской воде, содержащей дейтрий, началась термоядерная реакция и планета Фаэтон стала привычным нам поясом астероидов. Но незадолго до этого фаэты добрались до Марса и Земли. На Земле они скрестились с местными приматами и таким образом появились мы, люди. В наши это эпическое полотно под названием "Фаэты" чем-то напоминает фантастику двадцатых-тридцатых годов (хотя написана в шестидесятые). Чем, собственно, мне и нравится.















Иллюстрации к "Стажерам"



Одна из моих любимых утопий. Прекрасный мир, в котором живут настоящие люди. Люди, всецело преданные тому делу, которым они занимаются. Исследованию космоса, например, или вакуумной сварке. Все остальное - неважно.
Отдельной книгой эта замечательная повесть выходила с иллюстрациями других художников. А Макаров сделал иллюстрации к "Должен жить" - версии "Стажеров" для альманаха "Мир приключений" (текст в этой версии немного сокращен в сравнении со знакомой всем версией повести).









Более полно с рисунками Юрия Макарова вы можете ознакомиться здесь.


Просмотров: 22284



statehistory.ru в ЖЖ:
Комментарии | всего 0
Внимание: комментарии, содержащие мат, а также оскорбления по национальному, религиозному и иным признакам, будут удаляться.
Комментарий:
X